Справочно-правовая информация

Информация о деятельности Законодательного Собрания Пензенской области пятого созыва в 2014 году

Законодательные инициативы
Одним из важных направлений деятельности Законодательного Собрания продолжает оставаться участие в формировании федерального законодательства, обсуждение проектов федеральных законов, поступающих из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В 2014 году в Законодательном Собрании рассмотрено 1 566 таких документов, а также законодательных инициатив субъектов Российской Федерации.
Законодательное Собрание также активно использует свое право субъекта законодательной инициативы по изменению федеральных законов. В 2014 году региональные законодатели направили в Государственную Думу несколько законопроектов, расширяющих полномочия регионов в решении важных социальных проблем.
Депутаты предложили в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях выделить самостоятельный состав административного правонарушения, охватывающий неоформление трудового договора с работником в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством о труде и об охране труда. В законопроекте предусмотрена ответственность за указанное правонарушение в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до семи тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от трех тысяч до семи тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
B Налоговом кодексе Российской Федерации предложено дополнить статью 120 части первой пунктом 5, предусматривающим ответственность за выплаты доходов физическим лицам без оформления в установленном порядке трудового и (или) гpажданско-правового договора в виде штрафа размером 20 тыс. рублей.
В итоге Государственной Думой принят Федеральный закон, в котором фактически учтены предложения в том числе и пензенских законодателей. Данным Федеральным законом статья 5.27 Кодекса изложена в новой редакции и дополнена частью 3, предусматривающей ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Размер административного штрафа, налагаемого на должностных лиц, будет составлять от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до десяти тысяч рублей, на юридических лиц — от пятидесяти до ста тысяч рублей.
За совершение аналогичного правонарушения повторно для должностного лица будет предусмотрена дисквалификация на срок от одного года до трех лет, для индивидуального предпринимателя без образования юридического лица — штраф от тридцати до сорока тысяч рублей, для юридического лица — штраф от ста до двухсот тысяч рублей. Данные нормы вступили в действие с 1 января 2015 года.
Слабоaлкогольные тонизирующие напитки с содержанием этилового спирта от 1,2 до 9 процентов, или так называемые энергетики, в последние годы захватили значительный сегмент российского рынка алкогольной продукции. Основными компонентами таких напитков являются дешевый алкоголь и тонизирующие вещества: кофеин синтетического происхождения, природные биологически активные вещества из разрешенных лекарственных растений или их экстрактов.
Серьезная опасность распространения энергетиков официально признана на самом высоком уровне. Установлено, что такие напитки пагубно влияют на сердечно-сосудистую систему человека. При потреблении кофеина вперемешку с алкоголем велик риск развития кофеино-aлкогольной дегидратации (обезвоживания).
Анализ рынка таких напитков показывает, что данный продукт прежде всего ориентирован на молодежь.
Согласно Федеральному закону «O государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на ее розничную продажу.
Но указанный Федеральный закон не содержит понятия «слабоалкогольные тонизирующие напитки», вследствие чего субъекты Российской Федерации реально не могут запретить на своей территории их розничную продажу.
Законодательное Собрание Пензенской области предлагает решить эту проблему путем введения в текст Федерального закона понятия «слабоалкогольные тонизирующие напитки» и юридического закрепления запрета на их розничную продажу.
Существенное влияние на продвижение согласованных законодательных инициатив регионов оказывает Ассоциация законодателей Приволжского федерального округа, координатором которой избран Председатель Законодательного Собрания Пензенской области И.А. Белозерцев.
От имени Ассоциации в 2014 году было принято Обращение к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Сергею Евгеньевичу Нарышкину по вопросу ускорения принятия проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 53 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Еще в 2013 году Законодательным Собранием Пензенской области в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект данного федерального закона. Предлагалось утвердить полномочия руководителя федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотиков своим решением приостанавливать оборот веществ, в отношении которых законодательством не установлены ограничения и запреты.
В декабре 2014 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который поступил от Президента России и направлен на противодействие оборота новых психоактивных веществ, схожих с наркотическими и психотропными средствами.
Законопроект данного федерального закона был направлен в регионы России для обсуждения. На очередной сессии, состоявшейся 16 декабря 2014 года, Законодательное Собрание Пензенской области одобрило и поддержало законопроект, поскольку он полностью учитывает законодательную инициативу от 2013 года.
Через Ассоциацию направлено Обращение  к заместителю Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец с просьбой принять меры для изменения порядка назначения ежемесячной компенсационной выплаты лицам, осуществляющим уход за отдельными категориями граждан. В обращении речь идет не только о порядке изменения начисления компенсации по уходу за инвалидами, но и об увеличении суммы выплаты, которая не индексировалась уже более семи лет и сейчас составляет 1 200 рублей.
По закону выплата рассчитана на неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход. При этом понятием «неработающее трудоспособное лицо» охватывается очень узкая категория граждан — чаще всего это учащиеся или студенты в возрасте от 14 до 23 лет. Родственники и иные лица, которые в действительности осуществляют уход за нетрудоспособными гражданами, либо сами являются пенсионерами, либо работают, поскольку невозможно прожить на 1 200 рублей, не имея иных источников дохода.
В итоге часто складывается ситуация, когда нетрудоспособные граждане для получения ежемесячной компенсационной выплаты вынуждены искать человека, который будет лишь формально числиться осуществляющим уход. Исправить сложившуюся ситуацию можно, если увеличить размер компенсации, производить регулярную (в автоматическом порядке) доплату к пенсии нетрудоспособного гражданина, чтобы он сам мог распоряжаться, кому отдать деньги за уход, или еще выход — расширить круг лиц, имеющих право на получение выплаты.
Законодательное Собрание Пензенской области в 2008 году выходило с подобной инициативой в федеральные органы власти. На заседании Ассоциации принято коллективное обращение по данному вопросу в Правительство Российской Федерации.
Актуальная проблема по совершенствованию законодательства в сфере местного самоуправления была высказана И.А. Белозерцевым на встрече Президента с членами Совета законодателей Российской Федерации в Карелии 28 апреля 2014 года.
Речь шла о муниципальном контроле за строительством различных объектов, об установлении муниципального земельного контроля. Законодательством не был предусмотрен контроль со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований за строительством объектов.
Строительный надзор был возложен только на государственные органы. И.А. Белозерцев предложил наделить органы местного самоуправления полномочиями по контролю за объектами в процессе строительства.
Также высказал предложения по внесению изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по расширению перечня должностных лиц, наделенных полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере муниципального контроля.
В итоге в мае 2014 года принят Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым не только закреплен муниципальный контроль и расширен круг лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях за неповиновение требованиям муниципального контроля, но и прописана административная ответственность должностных лиц, препятствующих его проведению, в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
На рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», направленный пензенскими законодателями в качестве законодательной инициативы в 2013 году.
Можно сказать, что авторами этой инициативы стали сами жители Пензенской области, поскольку в Законодательное Собрание поступило много жалоб от населения на работу закусочных, кафе, баров, ресторанов, которые расположены в многоквартирных домах, в основном на первых этажах. Жаловались и на шум, превышающий все разумные пределы, и на массовые нарушения общественного прядка.
На уровне региона решить эту проблему невозможно. Он такими полномочиями не наделен. Поэтому депутаты Законодательного Собрания вышли с инициативой предоставить органам государственной власти субъектов Российской Федерации право самостоятельно устанавливать запрет на продажу алкогольной продукции в подобных заведениях.


Возврат к списку