Справочно-правовая информация

О состоянии законодательства в Пензенской области (2005 год)

Состояние контроля за исполнением законов Пензенской области

     Эффективность законодательства в целом и конкретных законов в частности во многом зависит от эффективности контроля за ходом их реализации, практики применения, в ходе которой выявляются сильные и слабые стороны, приходит понимание необходимости корректировки.
     С этой целью в последние годы в систему работы Законодательного Собрания все активнее внедряется практика рассмотрения хода реализации законов Пензенской области как на заседаниях постоянных комиссий, так и на пленарных заседаниях. 
     Наблюдается положительная динамика, и это выражается не только в возросшем количестве рассмотренных контрольных вопросов, но и в улучшении их качественной стороны. 
     Если в 2003 году было рассмотрено два контрольных вопроса, в 2004 – четыре, то в 2005 – уже шесть. Среди них: 
     1. «О ходе исполнения Закона Пензенской области «О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области»;
     2. «О ходе исполнения Закона Пензенской области «Об областной межведомственной программе «Дети Пензенской области» на 2003 – 2006 годы» (в части оздоровления детей в летний период);
     3. «О ходе выполнения постановления Законодательного Собрания Пензенской области от 17.09.2002 № 88-6/3 «О мерах, принимаемых органами местного самоуправления городов Пензы, Кузнецка, Заречного по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту»;
     4. «О ходе исполнения Закона Пензенской области «Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка на территории Пензенской области»;
     5. «О ходе исполнения Закона Пензенской области «Об областной целевой программе «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2003 – 2007 годы)»;
     6. «О ходе исполнения постановления Законодательного Собрания Пензенской области «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности граждан и организаций на территории Пензенской области в условиях активизации террористической деятельности».
     Все рассмотренные вопросы имеют большую общественную значимость, регулируют правоотношения в сферах, где обстановка продолжает оставаться тревожной. В ряде случаев рассматриваемые вопросы подкрепляются видеоматериалами, что придает их обсуждению острый, заинтересованный характер, позволяет глубоко проанализировать сложившуюся проблему.
     Например, ход исполнения Закона Пензенской области «О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области» рассматривался в качестве контрольного вопроса в 2004 и в 2005 годах, проводились депутатские слушания по вопросам земельных отношений на территории Пензенской области, в результате которых были внесены серьезные изменения в этот Закон Пензенской области. Изменения коснулись уточнения отдельных положений по использованию земельных участков, земельных долей в праве общей собственности на земельные участки, установлению определенных параметров по размерам земельных участков, по цене сельскохозяйственных угодий и других положений.
     Рассмотрение хода исполнения Закона Пензенской области «Об областной целевой программе «Дом для молодой семьи в Пензенской области» на 2001 – 2005 годы» и положении о продаже в рассрочку молодым семьям, проживающим в сельской местности, жилья и надворных построек, построенных за счет средств бюджета Пензенской области, а также приобретении в рассрочку комплектов для строительства жилья и связанных с ним объектов инженерной инфраструктуры» на сессии Законодательного Собрания в 2004 году показало, что на тот период времени программа была очень далека от своей оптимальной формы, от реального претворения в жизнь. Законодательным Собранием по итогам рассмотрения Правительству Пензенской области был дан ряд рекомендаций. Внесение соответствующих изменений позволило поднять у населения интерес к программе, что послужило основанием для продления ее действия на 2006 год с предусмотренным финансированием в размере 40 млн. рублей.
     В ходе выполнения Закона Пензенской области «Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка на территории Пензенской области» было создано 358 общественных формирований в виде добровольных народных дружин, оперативных молодежных отрядов и казачьих дружин. Организована работа более 200 общественных пунктов охраны правопорядка.
     Неоднократно в течение 2005 года рассматривался ход исполнения наказов избирателей депутатам Законодательного Собрания Пензенской области, утвержденных соответствующими постановлениями Законодательного Собрания.
     Вместе с тем практика заслушивания сообщений руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления о выполнении законов Пензенской области еще не дает существенных положительных результатов. Одним из средств повышения эффективности законодательства Пензенской области могло бы стать участие прокуроров в надзоре за исполнением не только федеральных законов, но и законов Пензенской области, как этого требует Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

Реализация права законодательной инициативы в Государственной Думе

     В соответствии со статьей 104 Конституции РФ Законодательное Собрание Пензенской области является субъектом права законодательной инициативы в Государственной Думе Российской Федерации. 
     За последние три года Законодательным Собранием Пензенской области внесено в порядке законодательной инициативы 15 законопроектов. И лишь два из них стали федеральными законами: «О переименовании города Беднодемьяновска Беднодемьяновского района Пензенской области в город Спасск» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» – в части ограничения рекламы пива. Остальные либо получили отрицательное заключение Правительства Российской Федерации и отозваны Законодательным Собранием, либо находятся на рассмотрении в комитетах Госдумы (в настоящее время 4 законопроекта). 
     Для обеспечения контроля за их прохождением руководство, работники аппарата Законодательного Собрания закреплены за каждым из них, еженедельно обновляется информация о состоянии этой работы, стало более активным взаимодействие с депутатами Государственной Думы, избранными от Пензенской области. Депутаты, работники аппарата принимают участие в работе комитетов Государственной Думы при рассмотрении наших инициатив, в пленарных заседаниях.
     В целях «проведения» в Государственной Думе законопроектов, внесенных в порядке законодательной инициативы законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, необходимо координировать усилия с другими субъектами Российской Федерации через Совет законодателей, ассоциации экономического взаимодействия, на основе двусторонних и многосторонних соглашений. Именно в этих целях прежде всего заключены двусторонние договоры с законодательными органами Самарской и Ульяновской областей, Республики Мордовия. При подготовке законодательных инициатив и законопроектов нужно шире использовать помощь правового управления Государственной Думы.

Основные выводы и рекомендации

     1. Главная задача на ближайшую перспективу – перейти от фрагментарного, несистемного законотворчества к созданию законодательства, обеспечивающего реализацию долговременных целей Пензенской области, в первую очередь – правовому обеспечению комплексного социально-экономического развития.
     Не могут оставаться вне сферы правового регулирования и выдвинутые Президентом Российской Федерации широкомасштабные национальные проекты.
     В прошедшем году не в полном объеме сформирована правовая база по таким направлениям, как борьба с преступностью, нравственное воспитание молодежи, искоренение негативных проявлений в молодежной среде – табакокурения, употребления спиртных напитков, наркотических средств, применения нецензурных выражений. Принятые в указанных направлениях правовые акты, как показывает практика, оказались малоэффективными.
     Необходимо предусмотреть подготовку и принятие законопроектов, регулирующих вопросы стимулирования инновационной деятельности, рационализаторской и изобретательской работы в Пензенской области, вопросы создания региональных фондов с развитым финансовым капиталом, поддерживающих инновационную деятельность, а также страхование инновационных рисков.
     В решении этих задач главную роль должно сыграть планирование формирования правового поля Пензенской области и как средство его достижения – планирование законотворческой деятельности в Пензенской области.
     Реализация этой задачи возможна только в случае планирования на более длительный период возможно, на срок полномочий депутатов. Целесообразно планировать работу по мониторингу законодательства, по признанию утратившими силу актов пензенского законодательства, утративших актуальность и выполнивших свою функцию, контрольную работу по исполнению законов, проведению депутатских (публичных) слушаний, по другим направлениям. По примеру федеральных органов власти целесообразно планировать на трехлетний период законотворческую деятельность в сфере бюджета и межбюджетных отношений.
     2. Правовое поле Пензенской области составляют не только акты органов государственной власти. В целях обеспечения его единства целесообразно проводить мониторинг и нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Необходимо также организовать работу по контролю за эффективностью осуществления муниципальными образованиями переданных отдельных государственных полномочий.
     3. В ходе практического применения законов отчетливо проявляются недостатки, допущенные на стадии предварительной работы с документами. С целью их устранения необходимо уделить более пристальное внимание процессу разработки законопроектов, тщательному анализу юридических, экономических, социальных и политических последствий предлагаемых нормативных правовых актов, четкому определению материальных, финансовых и организационных ресурсов, необходимых для их реализации.
     В целях глубокой, всесторонней проработки законопроектов необходимо шире использовать публичные слушания, практиковать рассылку особо значимых законопроектов заинтересованным органам и организациям, привлекать к их обсуждению ученых, профессиональные ассоциации юристов, принимать проекты законов не менее чем в двух чтениях.
     4. При подготовке законопроектов необходимо больше внимания уделять юридической технике. В результате поспешности, небрежности, правовой безграмотности непосредственных исполнителей отдельные положения законопроекта искажаются, что влечет потерю смысла всего документа.
     Необходимо, чтобы в каждой организации, имеющей отношение к законотворческой деятельности, были определены конкретные должностные лица, обеспечивающие подготовку проектов нормативных правовых актов на необходимом профессиональном уровне и несущие персональную ответственность за конечные результаты этой работы. 
     Исключительно полезным было бы проведение семинаров-совещаний для служащих, непосредственно участвующих в подготовке законопроектов, с приглашением работников прокуратуры Пензенской области, отдела законодательства субъектов Российской Федерации и ведения федерального регистра.
     Необходимо повысить координирующую роль Правительства области при выполнении законопроектных работ в органах исполнительной власти.
     5. Создание и оценка законов – это особая специальность, причем не только юридическая, а комплексная, междисциплинарная, это не прерогатива юристов. Никакой законопроект невозможно написать, если не понимать, как действует та или иная система, по каким законам развивается процесс. Исходя из этого, специалистов по законотворчеству необходимо готовить с учетом специфики отраслей общественной и экономической деятельности, в которых им предстоит работать.
     Необходимо изучить вопрос о возможности подготовки таких специалистов в одном из высших учебных заведений области.



Возврат к списку