Справочно-правовая информация

О состоянии законодательства в Пензенской области (2005 год)

Анализ состояния законодательства Пензенской области в сфере государственного строительства и местного самоуправления

     По результатам законотворческой деятельности в сфере государственного строительства можно сделать вывод о том, что реализация стратегических целей и задач государственной политики, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и в других программно - политических документах главы государства, была ее доминирующим направлением. Это способствовало повышению эффективности законодательной деятельности.
     Среди главных задач, в целях решения которых осуществлялось формирование правовой базы, были повышение эффективности публичной власти и государственного аппарата, укрепление институтов демократии и гражданского общества, обеспечение реформы местного самоуправления.
     В 2005 году Законодательным Собранием Пензенской области по вопросам государственного строительства принято 37 законов Пензенской области.
     Изменение федерального законодательства в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, уточнением основ организации местного самоуправления в Российской Федерации, реализацией этапов административной реформы, совершенствованием государственной гражданской службы, изменением порядка наделения полномочиями высших должностных лиц регионов обусловило необходимость внесения изменений в основной закон Пензенской области – Устав Пензенской области. 
     В целях приведения законодательства области в соответствие с Федеральным законом от 11 декабря 2004 года № 159 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в Уставе области отражена процедура наделения полномочиями высшего должностного лица Пензенской области, в соответствии с которой действующий Губернатор Пензенской области В.К. Бочкарев наделен полномочиями Губернатора Пензенской области на основании представления Президента Российской Федерации В.В. Путина.
     В связи с вступлением в силу Федерального закона «О переименовании города Беднодемьяновска Беднодемьяновского района Пензенской области в город Спасск» внесены изменения в статью Устава, определяющую административно-территориальное устройство Пензенской области.
     В прошедшем году завершено формирование официальной символики Пензенской области как субъекта Российской Федерации. В дополнение к принятому ранее закону Пензенской области о флаге Пензенской области законом утвержден официальный музыкальный символ Пензенской области – гимн Пензенской области. 
     Изменения претерпела и структура Законодательного Собрания Пензенской области. В целях оптимизации количественного состава депутатов, а также в связи с вступлением на территории Пензенской области в силу в полном объеме Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и дальнейшим разграничением полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления сокращена численность депутатского корпуса Законодательного Собрания с 45 до 25 депутатов, причем 12 из них будут избираться по одномандатным избирательным округам, а 13 – по областному избирательному округу по пропорциональной системе (по партийным спискам). Указанное положение будет применяться начиная с выборов депутатов Законодательного Собрания четвертого созыва.
     В целях приведения Закона Пензенской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Пензенской области» в соответствие с федеральным законодательством и уточнения его отдельных норм была принята его новая редакция. При этом были учтены предложения депутатов Законодательного Собрания, высказанные ими в ходе проведения депутатских слушаний по данному вопросу.
     Закон в целях совершенствования деятельности Законодательного Собрания предполагает организовать работу депутатов – председателей постоянных комиссий, как правило, на постоянной профессиональной основе; увеличить число возможных помощников депутата с 3 до 5 человек; установить административную ответственность для руководителей средств массовой информации, нарушающих предусмотренное законопроектом право депутатов на распространение информации, а также для должностных лиц, не соблюдающих установленные сроки предоставления ответа на запрос Законодательного Собрания; устанавливает компенсационную выплату депутатам Законодательного Собрания, осуществляющим полномочия без отрыва от основной работы, которую они смогут расходовать на депутатскую деятельность, в том числе на оплату работы своих помощников.
     В декабре 2005 года в новой редакции также принят Закон Пензенской области «О Правительстве Пензенской области».
     Законом полномочия Правительства Пензенской области приведены в соответствие с действующими федеральными законами, уточнены и конкретизированы полномочия Правительства Пензенской области в экономике и социальной сфере, более четко определены должностные обязанности членов Правительства области. Для текущего руководства и организации работы Правительства введена должность Председателя Правительства Пензенской области.
     Принятый Закон должен привести к совершенствованию организации работы Правительства Пензенской области, более четкому разграничению и закреплению полномочий и ответственности между Губернатором Пензенской области и членами Правительства Пензенской области.
     В связи с вступлением в силу Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в 2005 году была начата работа по приведению действующего законодательства Пензенской области по вопросам государственной службы в соответствие с федеральным законодательством. Приняты законы Пензенской области «О государственной гражданской службе Пензенской области», «О государственных должностях Пензенской области», «О реестре должностей государственной гражданской службы Пензенской области», «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для государственных гражданских служащих Пензенской области». На основании указанных законодательных актов проводится аттестация государственных гражданских служащих, вводится конкурсный отбор кандидатов при поступлении на государственную гражданскую службу. Принятые в соответствии с федеральным законодательством правовые акты Пензенской области позволяют объективно оценивать эффективность работы гражданских служащих и назначать соответствующий ей уровень вознаграждения, объективно применять меры поощрения и наказания.
     Закон Пензенской области «Об административно-территориальном устройстве Пензенской области» был дополнен нормами, устанавливающими порядок проведения голосования по вопросам изменения границ муниципальных образований, преобразования муниципальных образований на территории Пензенской области. Положения указанного Закона были применены при назначении и проведении голосования жителей городов Каменки и Сердобска, Каменского и Сердобского районов по вопросам преобразования этих муниципальных образований.
     В новой редакции принят Закон Пензенской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пензенской области». Его принятие обусловлено необходимостью комплексной корректировки подходов к правовому регулированию порядка проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Пензенской области в связи с вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации».
     В связи с изменением федерального законодательства в сфере архивного дела и переменами, произошедшими за последнее десятилетие в практике архивной работы, принят Закон Пензенской области «Об архивном деле в Пензенской области», который позволяет более четко регулировать отношения в сфере организации комплектования, хранения и использования документов архивного фонда Пензенской области. 
     Целью принятых в 2005 году законов Пензенской области «О пожарной безопасности Пензенской области» и «Об областной целевой программе «Пожарная безопасность Пензенской области на 2006 – 2008 годы» является повышение потенциала пожарной охраны, увеличение числа муниципальных и ведомственных противопожарных формирований, что в результате должно оказать непосредственное влияние на укрепление пожарной безопасности на территории Пензенской области.
     В прошедшем году на основании Закона Пензенской области «О мировых судьях в Пензенской области» продолжалось укрепление кадрового потенциала мировой юстиции. Депутаты Законодательного Собрания по представлению Пензенского областного суда приняли решение о назначении десяти мировых судей.
     Прошедший год был годом, в котором окончательно сформировалась правовая база, регулирующая основные принципы организации местного самоуправления. К регулятивным полномочиям субъектов Российской Федерации статьей 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в частности, отнесено правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных федеральным законом. Фактически данное положение означает, что закон субъекта может что-либо регулировать в плане организации местного самоуправления только в том случае, если прямо и конкретно именно по этому поводу имеется отсылка от Федерального закона. 
     Исходя из приведенных положений, законодателю области приходилось решать сразу три главные задачи: 
     – признать утратившими силу законы, которые устарели и не могут регулировать правоотношения, исходя из новых принципов организации местного самоуправления и объемов правового регулирования, установленных Федеральным законом;
     – внести необходимые изменения в действующие законы с целью приведения их в соответствие с Федеральным законом;
     – принять законы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пензенской области.
     В 2005 году в указанной сфере правового регулирования были признаны утратившими силу 36 законодательных актов. Среди них законы Пензенской области «О местном самоуправлении в Пензенской области», «О выборах главы администрации, главы местного самоуправления муниципального образования в Пензенской области представительным органом местного самоуправления муниципального образования», «О статусе депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Пензенской области», «О разграничении предметов ведения, объектов муниципальной собственности, источников доходов местных бюджетов между муниципальными образованиями в Пензенской области», «О порядке наделения органов местного самоуправления в Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области» и другие.
     Внесены необходимые изменения в Устав Пензенской области, в 9 законов Пензенской области. Среди них «О выборах главы муниципального образования в Пензенской области населением муниципального образования», «О перечне муниципальных должностей категории «А» и Реестре муниципальных должностей муниципальной службы», ряд других.
     В новом Федеральном законе, исходя из принципов разграничения полномочий между уровнями власти, более конкретно урегулирована процедура наделения органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями, не являющимися вопросами местного значения. 
     По предложению Губернатора Пензенской области органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов переданы полномочия в сфере социальной поддержки населения, поддержки сельскохозяйственного производства, архивного дела, записи актов гражданского состояния, управления охраной труда. Девять таких законов Пензенской области содержат перечни передаваемых полномочий, права и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления, перечни передаваемых материальных ресурсов и порядок расчета субвенций из бюджета Пензенской области бюджетам соответствующих муниципальных образований.
     При этом необходимые финансовые средства предусмотрены в бюджете Пензенской области на 2006 год. Законом Пензенской области «О бюджете Пензенской области на 2006 год» указанные законы введены в действие.
     В целях выравнивания уровней бюджетной обеспеченности муниципальных образований создан областной фонд финансовой поддержки муниципальных образований, утвержденный законом Пензенской области. Распределение средств фонда произведено в соответствии с методикой на основе сопоставления бюджетной обеспеченности муниципальных образований, измеренной величиной приведенного к сопоставимым условиям удельного (в расчете на душу населения) налогового ресурса. Создана правовая база для межбюджетных отношений. Сформированы региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и региональный фонд финансовой поддержки поселений. Установлены виды и нормативы отчислений налоговых доходов в местные бюджеты, формы межбюджетных трансфертов. Сформирована налоговая база местных бюджетов.
     Органами государственной власти и органами местного самоуправления начата работа по выполнению положений принятых законодательных актов.
     Законодательное Собрание Пензенской области реализовало предоставленное ему право о назначении своих представителей в состав конкурсных комиссий на замещение должностей глав администраций городов Пензы, Каменки, Кузнецка, Сердобска, Неверкинского района.
     В соответствии с требованиями закона производится безвозмездная передача имущества. Имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения и передачи в муниципальную собственность, передается по мере поступления в Министерство государственного имущества и природных ресурсов Пензенской области решений органов местного самоуправления о готовности к приему областного имущества в собственность муниципальных образований в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. 
     Изданы распорядительные акты по передаче из собственности Пензенской области в собственность муниципальных образований 19 имущественных комплексов, более 1270 объектов недвижимости, более 5300 единиц движимого имущества. 
     Передано из муниципальной собственности в областную собственность 24 объекта недвижимости, 9 учреждений здравоохранения и культуры. 
     Производится перераспределение имущества между муниципальными образованиями в соответствии с разграничением полномочий между ними.
     В августе 2005 года проведен съезд, на котором учреждена ассоциация «Совет муниципальных образований Пензенской области». Членами ассоциации стали все муниципальные образования Пензенской области.



Возврат к списку