Справочно-правовая информация

О состоянии законодательства в Пензенской области (2005 год)

Системность законодательства Пензенской области, качество принятых законов

     Применительно к правовому полю Пензенской области о необходимой степени системности законодательства можно говорить в отношении правовых актов, регулирующих общие принципы организации местного самоуправления в Пензенской области, процедуру выборов и референдумов, отношения в сфере государственного строительства, обеспечения социальной защиты населения, в сфере здравоохранения и некоторых других.
     При этом в некоторых сферах правового регулирования пока присутствует фрагментарный подход.
     В значительной степени такой подход обусловлен и недостатками федерального законодательства, о которых объективно говорится в докладе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2004 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации». Например, внесение изменений в сто двадцать второй Федеральный закон, другие акты в связи с дальнейшим разграничением полномочий между уровнями власти влечет необходимость внесения изменений в Устав Пензенской области. Дополнение вопросов местного значения поселения и муниципального района только что принятым Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» поставило под сомнение легитимность Закона Пензенской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области в сфере поддержки сельскохозяйственного производства». Отсутствие нового федерального закона об основах муниципальной службы сдерживает изменение правового регулирования в этой сфере и в Пензенской области.
     На системность законодательства оказывает влияние и изменение на федеральном уровне регулирования в той или иной сфере. Издание указов Президента Российской Федерации во исполнение проводимой административной реформы, в частности – в сфере государственной гражданской службы, влечет, как правило, изменения в законах Пензенской области и других правовых актах по вопросам гражданской службы Пензенской области.
     Так, в целевую региональную программу «Создание сети машинно-технологических станций Пензенской области» после ее принятия с 23 сентября 2003 года уже 11 раз вносились изменения, в том числе 5 раз – в 2005 году.
     Этими же причинами, а также непроработанностью проектов объясняется и внесение двух поправок в течение двух месяцев в только что принятый Закон Пензенской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области по управлению охраной труда». Четыре раза в течение прошедшего года вносились изменения в утвержденную Законом Пензенской области программу «Социальная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования в Пензенской области на 2004 – 2010 годы». 
     Семь раз в течение прошедшего года вносились изменения в бюджет Пензенской области на 2005 год. При этом в области принята и действует программа региональных финансов, которая в числе других условий стабильного экономического развития региона предусматривает качественное планирование бюджета, выработку четкого прогноза социально-экономического развития, сведение к минимуму поправок в бюджет.
     Всего из 208 принятых в прошедшем году законов 127 (61 процент) – законы о внесении поправок в уже действующие законы. Часть их обусловлена изменением федерального законодательства. Однако большая часть говорит о низком уровне проработки соответствующих документов на стадии их подготовки.
     Одним из аспектов системности законодательства является взаимосвязанность законодательных актов, их непротиворечивость. Однако в принятых законодательных актах имеются факты отсутствия необходимых отсылочных норм.
     Например, Закон Пензенской области «О бюджете Пензенской области на 2006 год» не содержит отсылочных норм к законодательным актам, предусматривающим методику распределения одной из частей регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), в данном случае – к Закону Пензенской области «О межбюджетных отношениях в Пензенской области».
     В формировании системности законодательства, качества правового поля одну из главных ролей играет планирование законотворческой деятельности как на длительную перспективу, так и на более короткие периоды.
     В практике планирования работы Законодательного Собрания закрепились среднесрочные периоды – на год и на квартал. Поскольку основная часть законопроектов готовится в Правительстве области и других органах исполнительной власти и вносится в Законодательное Собрание Губернатором области, применительно к формированию правового поля Пензенской области годичный цикл планирования работы наиболее удобен.
     В течение года предусматривалась работа над 59 законопроектами, из которых 45 планировалось внести Губернатором и 14 – депутатами Законодательного Собрания. Вследствие различных причин, прежде всего из-за отсутствия в бюджете области необходимых средств, а также вследствие утраты актуальности исключена из плана либо перенесена на более поздние сроки подготовка 11 законопроектов, в том числе ряда областных целевых программ. 
     Вместе с тем помимо предусмотренных планом работы на 2005 год дополнительно приняты 150 законов Пензенской области. Большинство из них имеют четко выраженную социальную направленность и большое значение для формирования правового поля при реализации четырех национальных проектов. Среди них такие, как «О пособиях семьям, имеющим детей», «О физической культуре и спорте в Пензенской области», «Об областной целевой программе «Развитие животноводства Пензенской области на 2006–2008 годы», «Об областной целевой программе «Развитие личных подсобных хозяйств Пензенской области» на 2006–2008 годы», «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области по государственной регистрации актов гражданского состояния», и ряд других.
     В соответствии со статьей 27 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке.
     Как показывает практика, большинство протестов на законы Пензенской области приносится не в результате того, что не были учтены замечания прокурора, высказанные при рассмотрении соответствующего закона, а в результате выявления нарушений законодательства в ходе проверок прокуратурой исполнения федеральных законов.
     В 2005 году в Законодательное Собрание поступило 15 протестов и 7 представлений прокурора Пензенской области, 27 экспертных заключений отдела законодательства субъектов Российской Федерации и ведения федерального регистра в Пензенской области на законы Пензенской области и постановления Законодательного Собрания Пензенской области. 
     Все указанные акты прокурорского реагирования рассмотрены на сессиях Законодательного Собрания и удовлетворены. На основании положений указанных актов внесены изменения в законы Пензенской области, досрочно прекращены полномочия депутата Анисимова А.Н. 
     В Пензенской области сложилась достаточно эффективная практика взаимодействия с прокуратурой в законотворческом процессе. Пакет проектов документов, выносимых на рассмотрение очередной сессии Законодательного Собрания Пензенской области, в обязательном порядке заблаговременно направляется в прокуратуру. Это дает возможность прокурорским работникам в превентивном порядке подготовить замечания, а депутатам учесть их еще на стадии рассмотрения проектов документов до внесения их на сессию. Работники прокуратуры участвуют в работе постоянных депутатских комиссий и сессий Законодательного Собрания.
     В свою очередь руководство, депутаты, работники аппарата Законодательного Собрания принимают участие в заседаниях коллегии прокуратуры Пензенской области, других проводимых ею мероприятиях по вопросам законотворческой деятельности, надзора за исполнением законов.



Возврат к списку