Справочно-правовая информация

О состоянии законодательства в Пензенской области (2006 год)

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

     Анализ итогов законодательной деятельности за 2006 год демонстрирует сложность и новизну задач, которые ставит перед законодателями области стратегия правового развития России, определенная Президентом Российской Федерации в соответствии с проводимым им политическим курсом, Губернатором и Правительством Пензенской области.
     По итогам 2006 года можно выделить ряд устойчивых тенденций в организации законодательной деятельности, обусловленных необходимостью законодательного обеспечения сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации приоритетов и президентских национальных проектов, существенно уточняющих механизмы реализации основных направлений государственной политики.
     В 2006 году прошли апробацию новые законодательные решения по формированию выборных органов власти.
     Было продолжено законодательное закрепление наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пензенской области, состоялось объединение отдельных муниципальных образований.
     Повысились качество взаимодействия Законодательного Собрания и Правительства Пензенской области, динамизм и результативность законодательной деятельности. Это выразилось, прежде всего, в высокой интенсивности процесса подготовки, рассмотрения и принятия законов.
     Принятие законов, развивающих политическую систему, местное самоуправление, административную реформу, позволило в основном достичь поставленных стратегических целей, сделать важный шаг к укреплению конституционных прав граждан.
     Законодательное Собрание существенно усилило контроль над исполнением и применением законов, обеспечивающих реализацию приоритетных задач государственной политики. 
     При этом темп работы над законопроектами, призванными обеспечивать реализацию приоритетов государственной политики, по сравнению с 2005 годом не снижался, в течение года были приняты все законы, внесенные Губернатором и подготовленные Правительством Пензенской области.
     Однако в ходе практического применения законов отчетливо проявляются недостатки, допущенные на стадии предварительной работы с документами. С целью их устранения необходимо уделить более пристальное внимание процессу разработки законопроектов, тщательному анализу юридических, экономических, социальных и политических последствий предлагаемых нормативных правовых актов, четкому определению материальных, финансовых и организационных ресурсов, необходимых для их реализации.
     В целях глубокой, всесторонней проработки законопроектов необходимо шире использовать публичные слушания, практиковать рассылку особо значимых законопроектов заинтересованным органам и организациям, привлекать к их обсуждению ученых, профессиональные ассоциации юристов, принимать проекты законов не менее чем в двух чтениях.
     В докладе приведены и рассмотрены лишь некоторые законодательные акты области, принятые в целях обеспечения проводимых в стране реформ.
     Перечень всех действующих областных законов значителен. Можно констатировать, что в целом на сегодняшний день сформирована законодательная база Пензенской области, регулирующая отношения в различных сферах общественной жизни.
     В предстоящий период вся законодательная деятельность Законодательного Собрания Пензенской области должна быть направлена на укрепление гарантий и защиту прав и свобод человека и гражданина, на полноту и качество законодательного обеспечения проводимых в стране реформ и развитие регионального законодательства.
     В этих целях необходимо:
     продолжить работу по правовому обеспечению реализации в Пензенской области приоритетных национальных проектов в сферах образования, здравоохранения, сельскохозяйственного производства, жилищной политики, а также в сфере социального обеспечения;
     обеспечить правовое сопровождение преобразований в сферах экономики, укрепления промышленного потенциала, реформирования финансов, совершенствования межбюджетных отношений, природоохранной деятельности;
     подготовить и принять необходимые законодательные акты в связи с дальнейшим разграничением полномочий между уровнями власти;
     продолжить работу по правовому обеспечению государственного строительства, местного самоуправления, государственной и муниципальной службы, формирования органов государственной власти и местного самоуправления, административной реформы.
     При осуществлении законотворческой деятельности необходимо также учесть недостатки и реализовать имеющиеся резервы, которые заключаются, прежде всего, в следующем.
     1. В настоящее время продолжает существовать потребность в совершенствовании организации работы по подготовке законопроектов. Прежде всего, это связано с высоким уровнем интенсивности законотворческой работы, обусловленным характером социально-экономической реформы, проводимой в стране. Это требует постоянной работы по внесению в них соответствующих изменений.
     2. Приобретают особую актуальность вопросы систематизации законодательства области. 
     В решении этой задачи главную роль должно сыграть планирование формирования правового поля Пензенской области и как средство его достижения — планирование законотворческой деятельности в Пензенской области.
     Реализация этой задачи возможна только в случае планирования на более длительный период, возможно, на срок полномочий депутатов. 
     Целесообразно планировать работу по мониторингу законодательства, по признанию утратившими силу актов пензенского законодательства, утративших актуальность и выполнивших свою функцию, контрольную работу по исполнению законов, проведению депутатских (публичных) слушаний, по другим направлениям. По примеру федеральных органов власти целесообразно планировать на трехлетний период законотворческую деятельность.
     3. На современном этапе продолжают оставаться важными требования к повышению профессионального уровня лиц, имеющих прямое отношение к законотворческой деятельности. Следует учитывать, что никакой законопроект невозможно написать, если не понимать, как действует та или иная система, по каким законам развивается процесс. Исходя из этого, специалистов по законотворчеству необходимо готовить с учетом специфики отраслей общественной и экономической деятельности, в которых им предстоит работать.
     Необходимо изучить вопрос о возможности подготовки таких специалистов в одном из высших учебных заведений области.
     4. Практика показала, что в процессе законотворческой деятельности необходимо устанавливать последовательность принятия законов и их связь с подзаконными актами органов исполнительной власти.
     В этом плане необходимо повысить координирующую роль Правительства области при выполнении законопроектных работ в органах исполнительной власти.
     5. Продолжает оставаться необходимым приведение терминов и понятий, содержащихся в законодательстве области, в соответствие с терминами и понятиями федерального законодательства.
     6. Следует продолжить работу по мониторингу законодательства и осуществление депутатского контроля за выполнением законов.



Возврат к списку