Справочно-правовая информация

О состоянии законодательства в Пензенской области (2006 год)

Национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса»

     Одним из главных направлений работы Законодательного Собрания в 2006 году являлось правовое обеспечение приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса».
     В этой сфере принято более 20 законов Пензенской области.
     В результате осуществления комплекса намеченных мероприятий произведено 1 млн. 110 тыс. тонн зерна, 1 млн. 163 тыс. тонн сахарной свеклы, 118,4 тыс. тонн мяса, рост к уровню 2005 года составил соответственно 11,6, 67,0, 15,0 процента. На 2,4 процента увеличилось производство молока, уровень надоя на одну корову составил 3 019 кг против 2 344 кг в 2005 году.
     В рамках реализации целевой программы «Создание сети машинно-технологических станций» за последние два года приобретено сельскохозяйственной техники на сумму свыше 800,0 млн. рублей. 
     В 2006 году принята целевая программа, направленная на сохранение и восстановление плодородия почв и агроландшафтов Пензенской области, с общим объемом финансирования в сумме 2 млрд. 205,6 млн. рублей. Около 700 млн. рублей предполагается выделить на реализацию утвержденной программы «Повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения восточных районов Пензенской области». Упорядочению использования земельных долей, уточнению размеров земельных участков и цен на них призваны способствовать изменения, внесенные в Закон Пензенской области «О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области».
     Особое внимание в рамках приоритетного национального проекта уделено ускоренному решению проблем животноводства. На реализацию целевых программ, направленных на развитие птицеводства, овцеводства и рыбного хозяйства, из бюджета Пензенской области в 2007 году выделяется свыше 500 млн. рублей.
     Утверждены и успешно осуществляются необходимые мероприятия по строительству ряда современных животноводческих комплексов, приобретению высокопродуктивного поголовья, обеспечению его качественными кормами.
     В бюджете Пензенской области на 2007 год предусмотрены также средства в объеме 11 млн. рублей для субсидирования части затрат на покупку племенного поголовья, 430,8 млн. рублей — на удешевление дизельного топлива для сельских товаропроизводителей и 149,2 млн. рублей — для субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам на развитие животноводства в целом.
     Предприняты конкретные меры по созданию условий для более активного участия в развитии агропромышленного комплекса населения Пензенской области. Утверждены и успешно действуют целевые программы по развитию и поддержке личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, малого предпринимательства на селе. На эти цели из бюджета Пензенской области выделяется около 200 млн. рублей.
     В 2006 году на финансирование личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств выдано 4 300 кредитов на сумму 510 млн. рублей. На указанные средства закуплено: 4 860 голов крупного рогатого скота, 20 156 свиней, 2 330 голов овец. При этом часть средств направлена на строительство животноводческих помещений, приобретение техники.
     В настоящее время в области официально оформлены 2 593 крестьянских (фермерских) хозяйства (только в 2006 году их создано 361), организованы 62 сельскохозяйственных потребительских кооператива, которые объединяют 480 физических и 39 юридических лиц с заявленным паевым фондом свыше 4,2 млн. рублей. В целях их правовой поддержки разрабатывается целевая программа «Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов Пензенской области на 2007–2010 годы».
     В целом в частном секторе на селе создаются весьма существенные потенциальные возможности для увеличения производства сельскохозяйственной продукции и обеспечения населения продуктами питания.
     В результате уже в 2006 году малыми формами хозяйствования произведено 96 процентов картофеля, 93 процента овощей, 63 процента молока, по 49 процентов яиц и мяса от соответствующих общих объемов по Пензенской области.
     В центре внимания руководства Пензенской области, депутатов Законодательного Собрания продолжала оставаться еще одна острая проблема, без которой невозможна успешная реализация национального проекта в агропромышленном комплексе, — это дальнейшее социальное развитие и обустройство села.
     Утверждена и реализуется целевая программа «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе на 2006–2010 годы» с общим объемом финансирования в сумме 290,93 млн. рублей.
     В целях привлечения дополнительных трудовых ресурсов принята программа поддержки переселения в сельскую местность Пензенской области жителей других регионов.
     Дважды вносились изменения в части увеличения финансирования в областную программу «Социальное развитие села до 2010 года», а также в Закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников, работающих и проживающих в сельской местности на территории Пензенской области».
     Разработаны и успешно осуществляются проекты, связанные с укреплением материально-технической базы и совершенствованием работы сельских учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта.
     На создание благоприятной окружающей среды прежде всего именно в сельской местности направлена и утвержденная в 2006 году целевая комплексная программа «Экология и природные ресурсы Пензенской области на 2007–2010 годы» с объемом финансирования около 200 млн. рублей.

Национальный проект «Гражданам России — доступное и комфортное жилье»

     Кроме указанных выше целевых программ в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» Законодательным Собранием Пензенской области принят ряд других законодательных актов.
     Законом Пензенской области от 22 мая 2006 года «О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Пензенской области» определен порядок предоставления жилых помещений гражданам, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Принятие этого Закона позволило реализовать поступившие из федерального бюджета средства в сумме 22,9 млн. рублей на улучшение жилищных условий этих категорий граждан.
     Во исполнение постановления Законодательного Собрания от 8 сентября 2006 года № 1166-47/3 ЗС «О ходе реализации на территории Пензенской области приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в областную целевую программу «Дом для молодой семьи в Пензенской области» на 2001–2006 годы внесены изменения, направленные не только на закрепление квалифицированных молодых специалистов, но и на развитие строительной индустрии. В соответствии с этой программой в 2006 году предоставлено 95 комплектов жилых домов для молодых специалистов, работающих в сельской местности.
     В соответствии с рекомендациями, содержащимися в указанном постановлении Законодательного Собрания, Правительство Пензенской области заключило государственный контракт на разработку схемы территориального планирования Пензенской области. Подготовка и утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляются на основании принятого Закона Пензенской области «Градостроительный устав Пензенской области».
     Управлением жилищно-коммунального хозяйства области разработана программа «Реконструкция и модернизация жилых домов первых массовых серий в Пензенской области» до 2012 года. Разработка стратегии развития строительного комплекса Пензенской области на 2006–2010 годы и на период до 2015 года поручена Пензенскому государственному университету архитектуры и строительства.
     Внесенные в течение 2006 года изменения в Закон Пензенской области «О программе «Социальная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования в Пензенской области» на 2004–2010 годы» позволили в 2006 году выдать более 730 ипотечных кредитов для приобретения жилья на сумму свыше 320 млн. рублей и предоставить сорока работникам бюджетной сферы субсидии из бюджета Пензенской области на улучшение жилищных условий. Ожидается, что в 2007 году в реализации указанной программы будут участвовать муниципальные образования. Это будет способствовать увеличению количества выдаваемых кредитов на улучшение жилищных условий жителей Пензенской области.
     Цели закрепления трудоспособного населения в сельской местности, в том числе через обеспечение достойной оплаты труда, создание необходимых жилищных условий, условий для культурного досуга, служит и подготовленная Правительством области и принятая Законодательным Собранием областная целевая программа поддержки переселения в сельскую местность Пензенской области.

Законодательное обеспечение в сфере экономического развития Пензенской области, бюджетной и финансовой политики

     В прошедшем году продолжалось планомерное формирование законодательной базы области, направленной на увеличение экономического потенциала, обеспечение реформирования бюджетной и финансовой политики.
     За рассматриваемый период принято 22 новые социально-экономические целевые программы по различным направлениям хозяйственной деятельности.
     В сфере промышленности, предпринимательства, строительства, транспорта, энергетики в 2006 году приняты около 40 законов Пензенской области. 
     Главная их цель — ускорение темпов социально-экономического развития, повышение эффективности производства, рост конкурентоспособности продукции, выпускаемой промышленными предприятиями Пензенской области.
     В частности, законами Пензенской области от 29 июня 2006 года и от 12 сентября 2006 года внесены изменения в Закон Пензенской области «О Программе экономического и социального развития Пензенской области на 2003–2008 годы», которыми уточнены основные параметры базовой Программы социально-экономического развития области в части включения в нее вновь принятых областных программ и расходов бюджета Пензенской области.
     Внесены изменения в Закон Пензенской области «О Программе стимулирования роста объемов промышленного производства и технического перевооружения промышленности Пензенской области на 2005–2008 годы» в плане финансовой поддержки предприятий промышленности в виде предоставления субсидий за счет бюджета Пензенской области на возмещение части затрат:
     - по уплате процентов по кредитам, полученным на внедрение в производство специализированного программного обеспечения;
     - по лизинговым платежам за оборудование, получаемое от российских лизинговых компаний по договорам финансовой аренды (лизинга);
     - по уплате процентов по кредитам, полученным на пополнение оборотных средств, в целях освоения новой конкурентоспособной продукции, включая товары народного потребления.
     Принятый Законодательным Собранием в ноябре прошлого года Градостроительный устав Пензенской области в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации регулирует взаимоотношения участников градостроительной деятельности при подготовке и утверждении схемы территориального планирования Пензенской области, региональных нормативов градостроительного проектирования, правил землепользования и застройки, архитектурно-строительного проектирования, осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, государственного строительного надзора и является обязательным для всех участников градостроительной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
     Принятие по инициативе Губернатора Пензенской области В.К. Бочкарева указанных законов Пензенской области и их реализация во взаимосвязи с ранее принятыми законами, решениями Правительства Пензенской области способствовали росту по итогам 2006 года:
     - промышленного производства на 8,3 процента;
     - инвестиций в основной капитал на 21 процент;
     - ввода жилых домов на 27,9 процента;
     - экспорта выпускаемой продукции на 48 процентов;
     - реальной начисленной заработной платы на 16,9 процента.
     Законы Пензенской области от 22 мая 2006 года и от 12 сентября 2006 года «О внесении изменений в Закон Пензенской области «Об инвестиционной стратегии Пензенской области» направлены на уточнение механизма реализации инвестиционной стратегии Пензенской области.
     Принятые изменения в программу «Социальная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования в Пензенской области» на 2004–2010 годы направлены на усиление адресности мер социальной поддержки, рациональное использование бюджетных средств, повышение финансовой устойчивости системы ипотечного кредитования, вовлечение муниципальных образований в реализацию указанной областной программы.
     Изменения, внесенные в программу приватизации государственного имущества Пензенской области на 2006 год, и принятая программа приватизации имущества Пензенской области на 2007 год призваны способствовать, прежде всего, оптимизации управления собственностью Пензенской области, повышению эффективности ее использования.
     Изменения, внесенные в законы Пензенской области «Об управлении собственностью Пензенской области» и «О ставках арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности Пензенской области», учитывают практику применения указанных законов и также направлены на повышение эффективности управления государственной собственностью.
     Внесение изменений в областную программу инновационного развития, принятых Законодательным Собранием Пензенской области в 2006 году, направлено на повышение эффективности использования средств бюджета Пензенской области и поддержку хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в инновационных сферах.
     Законы Пензенской области «Об осуществлении международных и внешнеэкономических связей на территории Пензенской области» и «Об областной целевой программе «Развитие международной и внешнеторговой деятельности в Пензенской области (2006–2010 годы)» приняты в целях улучшения условий для осуществления международных, внешнеэкономических связей и внешнеторговой деятельности Пензенской области, обеспечения и защиты прав и законных интересов Пензенской области.
Изменение Закона Пензенской области «Об областной целевой программе «Модернизация и развитие территориальной сети автомобильных дорог Пензенской области (на 2006–2008 годы)» вызвано увеличением объема финансирования указанной программы и уточнением в связи с этим конкретных мероприятий по развитию сети автомобильных дорог.
     Законы Пензенской области «О внесении изменений в Закон Пензенской области «О Залоговом фонде Пензенской области» и «О перечне имущественных объектов и прав на них, входящих в Залоговый фонд Пензенской области» направлены на повышение кредитного рейтинга области, снижение стоимости привлекаемых кредитных ресурсов для покрытия дефицита бюджета Пензенской области, обеспечение инвестиционной привлекательности Пензенской области.
     Уточнение налогового законодательства Пензенской области (Законы Пензенской области «О внесении изменений в Закон Пензенской области «Об установлении и введении в действие на территории Пензенской области налога на имущество организаций», «О внесении изменений в статью 2 Закона Пензенской области «О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области», «О применении индивидуальными предпринимателями на территории Пензенской области упрощенной системы налогообложения на основе патента») направлено не только на повышение доходов бюджета Пензенской области, но и на упрощение ведения бухгалтерского и налогового учета предпринимателями.
     В 2006 году продолжилась работа по применению в области методов бюджетирования, ориентированного на результат. Этому способствовало разграничение полномочий между уровнями власти.
     Главными задачами бюджетной политики остаются улучшение качества жизни населения, создание условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решение проблем макроэкономической сбалансированности, повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами.
     Решение этих задач идет через осуществление комплекса мер по обеспечению роста доходов бюджета и повышение конкурентоспособности экономики Пензенской области. Реформа бюджетной политики направлена на повышение эффективности бюджетных расходов, переход от финансирования существующей сети бюджетных учреждений к финансированию конкретных бюджетных услуг.
     Формирование межбюджетных отношений проводится в соответствии с законами Пензенской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области» и «О межбюджетных отношениях в Пензенской области». Разграничение полномочий между уровнями публичной власти в основном завершено. Теперь следует обеспечить соблюдение принципа разграничения ответственности за принимаемые решения и безусловное исполнение закрепленных за соответствующими бюджетами расходных обязательств.
     Законом Пензенской области «О межбюджетных отношениях в Пензенской области» установлены виды и нормативы отчислений налоговых доходов в местные бюджеты, формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Пензенской области и местных бюджетов, утверждены методики расчета дотаций из регионального и районных фондов финансовой поддержки, порядок предоставления бюджетных кредитов на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов муниципальных образований.
     В соответствии с программой реформирования региональных финансов на 2005–2007 годы продолжается реформирование бюджетного процесса.
     Проделана большая работа в плане регулирования межбюджетных отношений и налогообложения. В этой сфере с начала 2006 года принят 31 закон Пензенской области, в том числе законы «Об исполнении бюджета Пензенской области за 2005 год», «О порядке предоставления негосударственным организациям средств бюджета Пензенской области», «О Договоре о предоставлении государственной гарантии Пензенской области». Внесены изменения в законы «О межбюджетных отношениях в Пензенской области», «О реформировании региональных финансов Пензенской области на 2004–2007 годы», «О бюджете Пензенской области на 2006 год», «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области».
     На 48-ой сессии Законодательного Собрания 8 ноября 2006 года принят Закон Пензенской области «О бюджете Пензенской области на 2007 год». Бюджет Пензенской области на 2007 год утвержден по расходам в сумме 17 726 808,0 тыс. рублей, по доходам — в сумме 16 579 673,2 тыс. рублей. Превышение расходов над доходами составило 1 147 134,8 тыс. рублей, или 14,0 процента.
     Принятию этого основополагающего закона предшествовала тщательная и кропотливая работа. По проекту закона «О бюджете Пензенской области на 2007 год», а также по проекту закона «Об исполнении бюджета Пензенской области за 2005 год» впервые были проведены публичные слушания. Кроме того, по бюджету Пензенской области на 2007 год проведены и депутатские слушания. По результатам депутатских слушаний Правительству Пензенской области было предложено уточнить расчеты субвенций муниципальным образованиям Пензенской области на финансирование образовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования, а также подготовить проект закона Пензенской области «О внесении изменений в Закон Пензенской области «Об образовании в Пензенской области», в котором дать определение малокомплектной школы. Затем проект закона о бюджете на 2007 год был подробно обсужден на заседаниях всех постоянных комиссий Законодательного Собрания. В итоге Закон Пензенской области «О бюджете Пензенской области на 2007 год» был Законодательным Собранием в двух чтениях принят.
     Законом Пензенской области от 22 мая 2006 года установлена административная ответственность должностных и юридических лиц в области бюджетного законодательства в виде наложения административного штрафа. При этом в зависимости от состава правонарушения сумма штрафа составляет от сорока до одной тысячи рублей.
     Таким образом, Законодательное Собрание Пензенской области в 2006 году обеспечивало формирование законодательного пространства, построение правовых механизмов в целях обеспечения поступательного развития экономики области, четкого определения бюджетных отношений, внедрения эффективного порядка разграничения полномочий, доходных и расходных обязательств между органами исполнительной власти Пензенской области и органами местного самоуправления.



Возврат к списку