Справочно-правовая информация

О состоянии законодательства в Пензенской области (2006 год)

Законодательное обеспечение в Пензенской области реализации Послания Президента Российской Федерации 2006 года в сфере государственного строительства, обеспечения конституционных прав граждан, реформы местного самоуправления

     Расширение полномочий органов государственной власти Пензенской области по предметам совместного ведения с Российской Федерацией, уточнение требований к лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, изменения в административно-территориальном устройстве области, в структуре органов власти обусловили необходимость внесения поправок в основной закон Пензенской области — Устав Пензенской области.
     В соответствии с федеральным законодательством Устав Пензенской области также дополнен нормами о возможности инициирования предложения Законодательного Собрания Пензенской области Президенту Российской Федерации о кандидатуре Губернатора Пензенской области и о новом порядке формирования депутатских объединений (фракций) в Законодательном Собрании Пензенской области.
     В поле зрения Законодательного Собрания на протяжении всего периода законотворческой деятельности находятся вопросы законодательного регулирования проведения выборов и референдумов.
     В 2006 году правовая база в этой сфере продолжила свое поступательное развитие.
     С учетом значительных изменений, внесенных в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», приняты в новой редакции законы Пензенской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Пензенской области», «О выборах главы муниципального образования в Пензенской области населением муниципального образования», «О референдуме Пензенской области».
     Позднее, в сентябре 2006 года, все законы, регулирующие вопросы подготовки и проведения выборов и референдумов в Пензенской области, приведены в соответствие с федеральным законодательством в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов), уточнения порядка выдвижения кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пензенской области, уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей.
     Выборное законодательство Пензенской области обладает необходимой гибкостью и многовариантностью, что позволяет муниципальным образованиям самостоятельно определять порядок формирования представительных органов муниципальных образований, избрания должностных лиц местного самоуправления.
     Так, в соответствии с принятым Законом Пензенской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Пензенской области по одномандатным избирательным округам и по единому избирательному округу» муниципальным образованиям предоставлена возможность самостоятельно уставом определять процедуру выборов депутатов представительного органа муниципального образования либо только по одномандатным избирательным округам, либо по единому избирательному округу и одномандатным избирательным округам. 
     Большое внимание при совершенствовании законодательства Пензенской области уделяется образованию независимых коллегиальных органов, непосредственно обеспечивающих подготовку и проведение выборов и референдумов, а также оптимизации их работы.
     Так, в принятом Законе Пензенской области «О территориальных избирательных комиссиях Пензенской области» определены статус, полномочия и порядок организации деятельности территориальных избирательных комиссий Пензенской области и ее членов, установлен порядок возложения полномочий окружных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований на территориальные избирательные комиссии. Избирательная комиссия Пензенской области Законом Пензенской области «О внесении изменений в Закон Пензенской области «Об Избирательной комиссии Пензенской области» наделена полномочиями по осуществлению проверки сводных финансовых отчетов, сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контроля за источниками и размерами имущества, получаемых политическими партиями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц. 
     В соответствии со статьей 811 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в целях совмещения выборов законом Пензенской области продлены полномочия 16 муниципальных представительных органов и Законодательного Собрания Пензенской области.
     В 2006 году продолжена работа по приведению действующего законодательства Пензенской области по вопросам государственной и муниципальной службы в соответствие с федеральным законодательством. 
     Принят Закон Пензенской области «О Губернаторе Пензенской области», которым закреплены основные положения, определяющие статус высшего должностного лица Пензенской области, установлены соответствующие правовые и социальные гарантии.
     Перечень государственных должностей Пензенской области дополнен должностью вице-губернатора Пензенской области, осуществляющего деятельность по обеспечению законности, правопорядка, борьбы с коррупцией, наркоманией, по организации и осуществлению на территории Пензенской области мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий. 
     В связи со вступлением в силу Закона Пензенской области «О Правительстве Пензенской области», которым введены должности Председателя Правительства Пензенской области, первого заместителя Председателя Правительства Пензенской области, заместителя Председателя Правительства Пензенской области, а также с введением должности первого заместителя Председателя Законодательного Собрания Пензенской области внесены соответствующие изменения в законы Пензенской области «О Реестре должностей государственной гражданской службы Пензенской области», «О государственном пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области», «О внесении изменения в статью 4 Закона Пензенской области «Об административной ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов государственной власти Пензенской области», «О денежном содержании государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области». 
     В целях совершенствования работы по обеспечению деятельности Правительства Пензенской области и депутатов Законодательного Собрания Пензенской области претерпели изменения структуры аппаратов Правительства и Законодательного Собрания.
     В рамках Концепции административной реформы в Российской Федерации Законом Пензенской области от 29 июня 2006 года утверждена программа проведения административной реформы в Пензенской области в 2006–2008 годах. Указанная программа направлена на повышение эффективности и результативности работы исполнительных органов государственной власти Пензенской области, повышение качества государственного управления.
     В продолжение этого Законом Пензенской области утверждена областная целевая программа «Информатизация исполнительных органов государственной власти Пензенской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области (2007–2010 годы)». Программа разработана в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия» и предусматривает повышение эффективности, оперативности, информационной открытости и прозрачности механизмов государственного управления, формирование «электронного правительства», ориентированного на предоставление услуг гражданам и организациям на базе современных информационных технологий. Кроме того, реализация программы позволит повысить эффективность взаимодействия исполнительных органов государственной власти Пензенской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области как между собой, так и с организациями и населением Пензенской области, на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
     Принят ряд законов, регламентирующих и другие отношения в сфере государственной и муниципальной служб. 
     В частности, перечень работ, включаемых в стаж государственной службы государственных служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение пенсии за выслугу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию, дополнен работой в аппаратах профсоюзных органов районов, временных специальных органах, созданных на территории во время чрезвычайных ситуаций. 
     Законом Пензенской области урегулированы отношения, связанные с передачей в доверительное управление муниципальными служащими Пензенской области находящихся в их собственности долей (пакетов акций) в уставном капитале коммерческих организаций; предусмотрена норма, согласно которой порядок и условия проведения аттестации муниципальных служащих и формирование аттестационной комиссии устанавливаются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления; установлены предельные нормативы оплаты труда лиц, замещающих выборные муниципальные должности, и муниципальных служащих, которыми органы местного самоуправления могут руководствоваться, самостоятельно определяя порядок оплаты труда. 
     Законодательное Собрание по представлению Губернатора Пензенской области назначило представителей органов государственной власти в состав конкурсных комиссий на замещение должностей глав администраций Бековского, Городищенского, Иссинского, Каменского, Колышлейского, Лунинского, Сердобского, Спасского, Тамалинского, Пензенского районов области.
     Большое внимание было уделено совершенствованию законодательства правоохранительной направленности. Приняты следующие законы Пензенской области: «О программе Пензенской области «Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Пензенской области» на 2006–2008 годы», «О профилактике правонарушений в Пензенской области», «О противодействии коррупции в Пензенской области», «Об административной ответственности за изготовление или (и) хранение с целью сбыта, сбыт крепких спиртных напитков домашней выработки, спиртосодержащей жидкости непромышленного производства и содержание притонов для распития спиртных напитков», «Об административной ответственности за допущение пребывания несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, в общественных местах в ночное время без сопровождения своих законных представителей». 
     Все перечисленные нормативные правовые акты направлены на снижение количества преступлений и правонарушений в Пензенской области. 
     В 2006 году по сравнению с прошлым годом сократилось количество наиболее опасных преступлений: убийств — на 28,6 процента, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью — на 7,4 процента, разбойных нападений — на 2,1 процента, преступлений с применением оружия — на 20,2 процента. Уровень преступности в Пензенской области является одним из самых низких как в Приволжском федеральном округе, так и в России в целом.
     Применение соответствующей правовой базы, проведенные мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков способствовали снижению числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 1,5 процента, в том числе тяжких и особо тяжких — на 13,5 процента, убийств — на 11,1 процента, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью — на 47,6 процента, а также выявлению ряда нарушений, связанных с пребыванием несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения законных представителей. За такие правонарушения на ряд должностных лиц наложен административный штраф.
     В 2006 году продолжала совершенствоваться правовая база для функционирования органов местного самоуправления. Принято 24 закона Пензенской области, при этом 9 законов связаны с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пензенской области. 
     Приняты необходимые законы Пензенской области, регулирующие вопросы местного самоуправления, проведена государственная регистрация уставов всех муниципальных образований, установлены местные налоги и сборы, разработаны и приняты прогнозы социально-экономического развития и бюджеты муниципальных образований на 2006 год, выполнены другие требования, предусмотренные законодательством. 
     Потребность в планомерной и комплексной государственной поддержке развития местного самоуправления, повышении эффективности исполнения органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения вызвала необходимость разработки и принятия областной Программы государственной поддержки развития муниципальных образований Пензенской области в 2006–2008 годах. При ее разработке учтены результаты проведенного мониторинга потребности органов местного самоуправления в оказании методической помощи для повышения эффективности исполнения ими полномочий по решению вопросов местного значения.
     Целями и задачами программы являются: формирование условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований; совершенствование нормативной правовой базы местного самоуправления; формирование эффективной комплексной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления; совершенствование систем информирования населения о сущности, принципах и задачах местного самоуправления; о деятельности органов местного самоуправления; распространение передового опыта; формирование общественной поддержки процесса реформирования местного самоуправления; повышение гражданской активности населения муниципальных образований. Для реализации мероприятий программы из бюджета Пензенской области предполагается выделить 6,8 млн. рублей. 
     В целях более эффективного решения вопросов местного значения, равномерного и динамичного социально-экономического развития, повышения уровня жизни населения преобразованы муниципальные образования город Каменка и город Сердобск, которые лишены статуса городского округа и наделены статусом городского поселения. Большинство жителей в этих муниципальных образованиях поддержали инициативу органов местного самоуправления. В голосовании по данному вопросу в городах приняло участие более 60% населения, а в сельских поселениях районов более 90% населения, имеющего право участвовать в голосовании. Также преобразованы путем объединения муниципальные образования Кондольский район и Пензенский район, обладающие статусом муниципальных районов. В результате образован новый муниципальный район Пензенской области — Пензенский район, административным центром которого стало село Кондоль, обладающее статусом сельского поселения. 
     В прошедшем году проводилась работа по правовому обеспечению изменения границ муниципальных образований Пензенской области. 
     Законом Пензенской области «О границах муниципальных образований Пензенской области» изменены границы Кондольского и Пензенского районов, города Кузнецка, Кузнецкого района и Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, города Пензы, Пензенского района и Засечного сельсовета Пензенского района.
     Законодательным Собранием Пензенской области одобрена инициатива населения села Междуречье Никольского района о переименовании указанного села в село Столыпино.
     Правительством области подготовлены и изданы модельные нормативные правовые акты для органов местного самоуправления.
     Законом Пензенской области «О бюджете Пензенской области на 2007 год» предусмотрено предоставление субвенций муниципальным образованиям на осуществление отдельных государственных полномочий. Сформированы региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и региональный фонд финансовой поддержки поселений. Муниципальным районам Пензенской области утверждены субвенции на исполнение государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям по принципу подушевого бюджетного выравнивания.
     Для привлечения населения к участию в решении вопросов местного значения во всех поселениях принято решение о создании органов территориального общественного самоуправления, в 1 355 населенных пунктах указанные органы созданы, избраны их руководители.
     В соответствии с действующим законодательством из собственности Пензенской области в собственность муниципалитетов произведена безвозмездная передача имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения. Органам местного самоуправления передано 19 предприятий — имущественных комплексов (17 — жилищно-коммунального хозяйства, 1 — сельскохозяйственное, 1 — транспортное); 1 308 объектов недвижимого имущества (92 вновь построенных объекта ЖКХ, 24 физкультурно-оздоровительных комплекса, 8 зданий музеев и иных объектов), более 5 300 единиц движимого имущества.
     Завершена работа по перераспределению муниципального имущества из собственности поселений в собственность районов в соответствии с разграничением полномочий. На сегодня правоустанавливающие документы на 1 189 из 1 290 объектов, переданных из поселений в районы (это фельдшерско-акушерские пункты, школы, детские дошкольные учреждения и другие), оформлены, а на остальные документы переданы в Федеральную регистрационную службу на регистрацию права собственности.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления в Пензенской области

     Вступление с 1 января 2006 года в силу в полном объеме Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», разграничение компетенции между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципалитетами, расширение вопросов местного значения потребовало от органов местного самоуправления по-новому организовать свою работу.
     Как уже отмечалось, в Пензенской области для этого созданы правовая, экономическая и организационно-методическая основы деятельности органов местного самоуправления.
     Наряду с принятием всех необходимых законов области приводятся в соответствие с Федеральным законом и муниципальные правовые акты.
     Прежде всего, в установленные сроки приведены в соответствие с нормами Федерального закона уставы всех муниципальных образований на территории области, все они прошли государственную регистрацию в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований». Все муниципальные образования включены в государственный реестр муниципальных образований.
     Применение на практике новых положений о разграничении полномочий потребовало принятия новых муниципальных правовых актов в сфере управления объектами муниципальной собственности, местными бюджетами, в сфере налогообложения, организации территориального общественного самоуправления.
     Практически во всех муниципальных образованиях утверждены положения о бюджетном процессе, о порядке расходования средств резервного фонда, приняты решения представительных органов муниципальных образований об установлении налога на имущество физических лиц, об установлении земельного налога, о порядке ведения реестра расходных обязательств, о введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, о порядке ведения реестра муниципальных правовых актов, о статусе депутатов представительных органов муниципальных образований, положения об отдельных органах местного самоуправления и ряд других.
     Приняты также нормативные правовые акты, определяющие порядок проведения общественных слушаний и опроса граждан.
     Для официального опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации в каждом поселении учреждено печатное средство массовой информации — информационный бюллетень органов местного самоуправления.
     В то же время нестабильность Федерального закона в части постоянного изменения перечня вопросов местного значения вызывает необходимость неоднократного приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации уставов муниципальных образований. 
     Только в 2006 году четыре раза вносились изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ в части изменения вопросов местного значения.
     Это влечет применение довольно продолжительной процедуры внесения изменений в уставы (с учетом опубликования проектов изменений в устав и их обсуждения гражданами — около полутора месяцев) и дополнительных затрат средств местных бюджетов на уплату госпошлины, за регистрацию изменений учредительных документов в налоговых органах. 
     В настоящее время в уставы муниципальных образований вносятся изменения в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон № 131-ФЗ Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ. 
     Со стороны соответствующих структурных подразделений Правительства Пензенской области органам местного самоуправления оказана методическая и правовая помощь, разработаны модельные правовые акты по вопросам местного значения, осуществляется мониторинг их принятия в целях оказания оперативной консультативной помощи.
     В частности, в целях обеспечения принятия муниципальных нормативных правовых актов, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации органам местного самоуправления в порядке оказания содействия были направлены модельные акты:
     - порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
     - об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
     - об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма. 
     В настоящее время подготовлены модельные муниципальные правовые акты по вопросам местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, торгового обслуживания, образования, медицины, физкультуры, в жилищной сфере, по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, застройки городских округов. 
     Однако во многих муниципальных образованиях не смогли обеспечить неукоснительное исполнение требований действующего законодательства.
     В прошедшем году в представительных и исполнительных органах местного самоуправления прокурорами было выявлено свыше 9 300 нарушений законов, в полтора раза возросло число выявленных незаконных правовых актов.
     В Пензенской области по-прежнему остаются актуальными проблемы, связанные с управлением и распоряжением муниципальной собственностью.
     До настоящего времени в большинстве муниципальных образований не решена проблема своевременной государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, принятые в муниципальную собственность и включенные в реестр муниципальной собственности. Это во многом затрудняет исполнение органами местного самоуправления своих полномочий по эффективному управлению и распоряжению собственностью.
     В ряде сельсоветов Бековского района длительное время не были разработаны правовые акты, определяющие порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом.
     В течение года остро стояла проблема обеспечения социальных прав и свобод граждан. Органами местного самоуправления Наровчатского и Вадинского районов не были приняты нормативно-правовые акты, устанавливающие меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, специалистов муниципальных учреждений культуры, имевших ранее право на льготы, что нарушало их права на социальную защиту и противоречило статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. В результате бездействия органов местного самоуправления лица, имеющие право на льготу, не получали компенсационных выплат на возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, что грубо нарушало их права.
     Только вмешательство прокуратуры позволило устранить эти нарушения закона.
     Особую обеспокоенность вызывает ситуация, связанная с нарушением органами местного самоуправления законодательства в части реализации на территории области программы дополнительного лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг. По-прежнему остается напряженной ситуация с нарушениями законодательства, регулирующего вопросы установления тарифов на жилье и коммунальные услуги, тарифов на электрическую и тепловую энергию.
     Так, утвержденные постановлением главы администрации г. Пензы от 31.01.2006 № 55 тарифы на оплату жилья для населения, проживающего в муниципальном жилищном фонде г. Пензы, не соответствовали требованиям Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а также правовым актам Правительства Российской Федерации. В результате совокупный платеж граждан за жилищные услуги был увеличен более чем на 20 процентов, допустимых по Пензенской области. При этом рост совокупного платежа отдельных граждан за жилищные услуги после 1 февраля превысил 80 процентов.
     Исполнение указанного постановления в течение 2006 года привело к грубому нарушению прав и законных интересов значительного числа граждан, что явилось основанием для многочисленных обращений граждан в органы власти и прокуратуру.



Возврат к списку