Справочно-правовая информация

О состоянии законодательства в Пензенской области (2007 год)

Введение

     Законодательное Собрание Пензенской области, представляя доклад 2007 года «О состоянии законодательства Пензенской области», отмечает, что он базируется на преемственности основных идей и положений докладов Законодательного Собрания 2005 и 2006 годов.
     Содержание доклада 2007 года и его подготовку во многом определило положение части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
     В докладе определены концептуальные подходы к законодательному обеспечению основных направлений социально-экономической политики области, заложенных в программе социального и экономического развития Пензенской области и конкретизированных на основании Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, созданию эффективного механизма формирования правовой системы.
     В прошедшем году, как и в 2006-м, основной тенденцией развития законодательства была провозглашена общая направленность государственной законотворческой политики на социально ориентированное экономическое развитие, принимаемые и действующие законодательные акты должны эту направленность нормативно обеспечивать.
     В докладе проводится анализ законодательного обеспечения национальных проектов, в других направлений социальной и экономической жизни области, выявляются проблемы, связанные с разработкой порядка проведения экспертизы законопроектов.
     Перечень всех действующих на сегодняшний день областных законов значителен. Он охватывает практически все сферы общественной жизни, которые в соответствии с действующим законодательством можно урегулировать на региональном уровне.
     В докладе приведены и рассмотрены лишь некоторые законодательные акты области, принятые в целях обеспечения проводимых в стране реформ, реализации приоритетных национальных проектов.
     Сегодня наметилась устойчивая тенденция своевременного формирования законодательной базы реализации приоритетов государственной политики, определяемых главой государства в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию. Она проявилась в принятых в 2007 году законах в сферах социальной политики, инвестиционной стратегии, развития агропромышленного комплекса.
     Существенное место в докладе уделено оценке результативности принятых ранее выводов и рекомендаций. В докладе еще раз подчеркивается, что большинство проблем в сфере законотворчества порождается недостаточно продуманной организацией всего процесса законодательного регулирования.
     Ежегодная оценка законотворческой и правоприменительной деятельности позволяет законодателю и правоприменителю объективно оценивать результаты своей работы. Благодаря этому качеству ежегодные доклады Законодательного Собрания стали важным событием в политической жизни области, получили общественный резонанс и поддержку в федеральных органах власти и в органах местного самоуправления.

Деятельность депутатов Законодательного Собрания по обеспечению правового регулирования в сфере экономической политики, промышленного производства, энергетики, предпринимательства

     Основными задачами законодательной работы в деле обеспечения эффективной экономической политики являются: создание правовых условий, необходимых для реализации структурных реформ, промышленной и инвестиционной стратегии, направленных на диверсификацию и повышение конкурентоспособности экономики; стимулирование различных наукоемких отраслей; развитие продуктивной системы партнерства и частного бизнеса.
     Решения, принимаемые органами управления, зачастую дают видимые результаты только по истечении определенного промежутка времени.
     Это относится и к деятельности органов государственной власти Пензенской области. Решения, в том числе и законы, принятые Законодательным Собранием в предыдущие годы, во многом определяют динамику социально-экономического развития Пензенской области в настоящее время.
     Прошедший год закрепил положительную динамику развития Пензенской области.
     Рассматривая уровень жизни населения как обобщающую характеристику деятельности органов управления, в том числе и качества принимаемых законов и обеспечения контроля за их исполнением, можно отметить следующее.
     Номинальные денежные доходы населения Пензенской области выросли в декабре 2007 года на 14,3 процента по сравнению с декабрем 2006 года. Реально располагаемые доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в декабре 2007 года по сравнению с 2006 годом увеличились на 13,4 процента. Это позволило увеличить покупательную способность населения, что привело к повышению спроса на многие виды товаров, в том числе на говядину — на 25,4 процента, рыбу свежую — на 20 процентов, сахар — на 39 процентов. Во многом это вызвано значительным ростом заработной платы в Пензенской области. Номинальная заработная плата, начисленная работникам за декабрь 2007 года, выросла по сравнению с декабрем 2006 года на 33,9 процента.
     Возросший уровень доходов населения является одним из факторов, который во многом определил улучшение демографической обстановки Пензенской области. В частности, число родившихся в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилось на 11,4 процента, число умерших сократилось на 7,4 процента, число прибывших в Пензенскую область превысило число уехавших на 975 человек.
     Во многом успехи в нормализации демографической ситуации вызваны успехами в работе организаций всех форм собственности на территории Пензенской области, число которых на 1 января 2008 года стало больше на 1,6 процента по сравнению с 2006 годом, большинство из них устойчиво работали и обеспечили:
     увеличение индекса промышленного производства к уровню 2006 года составило 17,7 процента;
     рост инвестиций в основной капитал в 2007 году по сравнению с 2006 годом (в сопоставимых ценах) — на 31,6 процента, что выше темпов роста в среднем по России;
     рост объема отгруженных товаров собственного производства в 2007 году по сравнению с 2006 годом — на 27,3 процента;
     рост сдачи в эксплуатацию жилья в 2007 году по сравнению с 2006 годом — на 36,9 процента;
     рост розничного товарооборота в 2007 году по сравнению с 2006 годом — на 14,9 процента;
     рост оборота общественного питания в 2007 году по сравнению с 2006 годом — на 10,5 процента;
     рост объема платных услуг населению (в сопоставимых ценах) в 2007 году по сравнению с 2006 годом — на 3,5 процента;
     увеличение грузооборота в 2007 году по сравнению с 2006 годом — на 12 процентов;
     увеличение пассажирооборота в 2007 году по сравнению с 2006 годом — на 8 процентов;
     отмечены положительные тенденции в развитии агропромышленного комплекса, валовой объем продукции сельского хозяйства в фактически действовавших ценах возрос по сравнению с 2006 годом на 3,1 процента.
     В 2007 году работа Законодательного Собрания была направлена на обеспечение сохранения положительных тенденций путем подготовки и принятия соответствующих законопроектов и контроля за исполнением соответствующих законов Пензенской области. 
     К наиболее важным в сфере наращивания экономического потенциала области, привлечения инвестиций, эффективной политики по управлению и использованию государственного имущества относятся следующие законы Пензенской области.
     Закон Пензенской области «О стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)» определяет, что стратегическими целями развития Пензенской области являются повышение темпов экономического роста до уровня, превышающего среднероссийские показатели, рост благосостояния жителей региона и качества жизни. Для достижения стратегических целей предполагается развернуть следующие стратегические направления:
     обеспечить опережающий рост в базовых секторах экономики Пензенской области (пищевая промышленность, машиностроение и приборостроение, а также целлюлозно-бумажное и химическое производства) и расширить их спектр за счет развития индустрии строительных материалов и комплекса глубокой переработки древесины;
     создать долгосрочное конкурентное преимущество за счет перехода к эксплуатации ресурсов «нового портфеля»: — мощный рынок труда и высокая современная квалификация, потенциал территории, развитый и емкий внутренний рынок, экономика знаний и прочее;
     обеспечить высокое качество жизни и широкие возможности для личного профессионального роста каждого жителя Пензенской области путем формирования современной системы профессионального образования, проектов развития городов и городской среды, а также стимулирования развития других (помимо базового) секторов экономики региона.
     Это позволит конвертировать общие преимущества Пензенской области (расположение вблизи основных центров потребления, накопленный кадровый и производственный потенциал, хорошая обеспеченность базовыми инфраструктурами) в долгосрочные конкурентные преимущества, четко идентифицируемые инвесторами и жителями.
     Основные параметры активного варианта базового сценария развития Пензенской области с 2006 по 2021 год в действующих ценах:
     - валовой региональный продукт должен увеличиться с 87,1 млрд. рублей до 641,2 млрд. рублей, или в 7,9 раза;
     - промышленное производство должно увеличиться с 52,9 млрд. рублей до 412,9 млрд. рублей, или в 7,8 раза;
     - производство продукции сельского хозяйства должно увеличится с 18,8 млрд. рублей до 123,1 млрд. рублей, или в 6,5 раза;
     - инвестиции в основной капитал возрастут с 24,3 млрд. рублей до 233,5 млрд. рублей, или в 9,6 раза;
     - среднедушевые доходы жителей Пензенской области возрастут с 5,6 тысячи рублей до 39,7 тысячи рублей, или в 7,1 раза.
     Целью Закона области «Об областной целевой программе «О развитии инвестиционного потенциала Пензенской области (2007–2009 годы)» является обеспечение благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности на основе создания комплексной и эффективной системы реализации инвестиционных проектов, увеличение объемов инвестиций, привлекаемых в экономику Пензенской области, путем предложения потенциальным инвесторам земельных участков, свободных производственных помещений, ресурсных площадок, обеспеченных современными инженерными коммуникациями. Задачами этого Закона являются также проведение маркетинговых исследований возможного использования свободных производственных площадок для предложения их потенциальным инвесторам, формирование положительного инвестиционного имиджа Пензенской области среди регионов Российской Федерации и за рубежом, развитие благоприятной бизнес-среды и повышение инвестиционной привлекательности отраслей, разработка технико-экономических обоснований приоритетных инвестиционных проектов и механизмов их реализации, совершенствование участия организаций и предприятий в международной проектной деятельности с целью поиска зарубежных партнеров.
     Эту же цель преследуют изменения, внесенные в Закон Пензенской области «Об инвестиционной стратегии Пензенской области».
     Принятые правовые акты позволяют проводить все инвестиционные проекты через установленную процедуру оценки, исключение из инвестиционной практики области неэффективных проектов или их оперативную реструктуризацию для достижения поставленных перед проектом целей.
     Закон «О программе экономического и социального развития Пензенской области на 2008–2012 годы» устанавливает целевые ориентиры для развития Пензенской области и, прежде всего, объемы и источники финансирования. Предполагается, что в целом объем финансирования за 2008–2012 годы составит более 256,4 млрд. рублей, в том числе:
     - средства федерального бюджета на безвозвратной основе — более 44,8 млрд. рублей;
     - средства Российского Банка Развития — 900 млн. рублей;
     - средства бюджета Пензенской области — более 96,6 млрд. рублей;
     - собственные средства предприятий — более 30,2 млрд. рублей;
     - кредиты коммерческих банков — более 9,3 млрд. рублей;
     - иностранные кредитов — более 1,3 млрд. рублей;
     - другие источники финансирования — более 73, 1 млрд. рублей.
     При этом предполагается направить на повышение темпов роста и обеспечение конкурентоспособности экономики Пензенской области — более 86 млрд. рублей, на создание благоприятной для развития бизнеса среды — более 47 млрд. рублей, на содействие привлечению инвестиций в регион — более 26 млрд. рублей; а также значительные средства на реализацию областных программ в отраслях промышленности, строительства, мероприятий инновационного развития, агропромышленного комплекса, здравоохранения, науки и образования, демографии, жилищно-коммунального комплекса, экологической безопасности.
     Закон Пензенской области «О внесении изменений в Закон Пензенской области «О программе стимулирования роста объемов промышленного производства, внедрения инноваций и технического перевооружения промышленности Пензенской области на 2006–2008 годы», принятый в 2007 году, направлен на достижение следующих результатов:
     увеличение объемов производства и реализации продукции участвующими в Программе предприятиями не менее чем на 8 процентов по отношению к аналогичному периоду предыдущего года в фактических ценах;
     увеличение совокупного объема платежей в бюджет Пензенской области участвующими в Программе предприятиями по отношению к аналогичному периоду предыдущего года в фактических суммах;
     привлечение финансовых средств промышленными предприятиями на техническое перевооружение и модернизацию производства, освоение новой конкурентоспособной продукции на сумму более 1,1 млрд. рублей в год;
     создание на предприятиях, участвующих в Программе (по кредитам на пополнение оборотных средств для значительного расширения объемов производства продукции), дополнительных рабочих мест (более 3 процентов от среднесписочной численности персонала на начало отчетного года);
     Изменения, внесенные в данный Закон, продляют действие положительно зарекомендовавшей себя программы на 2009 и 2010 годы с объемом финансирования соответственно в 130 и 150 млн. рублей за счет средств бюджета Пензенской области.
     Финансовая поддержка предприятий промышленности осуществляется на конкурсной основе в виде предоставления субсидий за счет бюджета Пензенской области на возмещение части затрат:
     по уплате процентов по кредитам, полученным промышленными предприятиями на строительство новых, расширение, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение действующих производств, а также на внедрение в производство специализированного программного обеспечения;
     по лизинговым платежам промышленных предприятий (лизингополучателей) за оборудование, получаемое ими от российских лизинговых компаний (лизингодателей) по договорам финансовой аренды (лизинга);
     по уплате процентов по кредитам, полученным промышленными предприятиями на пополнение оборотных средств в целях освоения новой конкурентоспособной продукции (включая товары народного потребления);
     по уплате процентов по кредитам, полученным промышленными предприятиями на пополнение оборотных средств в целях значительного расширения объемов производства продукции и создания дополнительных рабочих мест.
     В прошедшем году продолжено выполнение мероприятий Программы экономического и социального развития Пензенской области на 2003–2008 годы, утвержденной Законом Пензенской области, которой предусматривалось сокращение избыточной части государственного сектора экономики, не обеспечивающего выполнение функций и полномочий Пензенской области.
     Прежде всего, продолжена работа по приватизации акций акционерных обществ, в которых доля государства в уставном капитале не позволяет обеспечивать принятие решений акционерами в интересах Пензенской области, а также обществ, не имеющих социальной значимости для Пензенской области.
     В целях выработки оптимальной стратегии управления имуществом области принят Закон «О прогнозном плане (программе) приватизации имущества Пензенской области на 2008 год и основных направлениях приватизации имущества Пензенской области на 2008–2010 годы», который определяет, что основными задачами приватизации имущества Пензенской области в 2008–2010 годах являются:
     приватизация имущества Пензенской области, не задействованного в обеспечении государственных функций (полномочий) Пензенской области;
     обеспечение поэтапного сокращения числа государственных унитарных предприятий Пензенской области;
     формирование доходов бюджета Пензенской области (за 2008–2010 годы ожидаются поступления в размере 5,5 млн. рублей).
     Закон Пензенской области «О внесении изменения в Закон Пензенской области «О прогнозном плане (программе) приватизации имущества Пензенской области на 2007 год» устанавливает основные задачи государственной политики в сфере приватизации имущества Пензенской области в 2007 году. К ним относились:
     приватизация имущества Пензенской области, не задействованного в обеспечении государственных функций (полномочий) Пензенской области;
     обеспечение поэтапного сокращения числа государственных унитарных предприятий Пензенской области;
     формирование доходов бюджета Пензенской области.
     В соответствии с программой приватизации предполагалось приватизировать в 2007 году 9 государственных унитарных предприятий Пензенской области, 42 пакета акций акционерных обществ, а также 26 объектов недвижимости, находящихся в собственности Пензенской области, в том числе 7 государственных унитарных предприятий Пензенской области и 1 пакет акций акционерного общества, приватизация которых не была завершена в 2006 году.
     Выполнение запланированных на 2007 год мероприятий по приватизации имущества Пензенской области будет способствовать реализации структурного реформирования экономики Пензенской области, а также проведению административной реформы в части, касающейся необходимости приватизации имущества Пензенской области, не задействованного в обеспечении государственных функций, а также поэтапного сокращения числа государственных унитарных предприятий Пензенской области.
     Исходя из прогноза социально-экономического развития Пензенской области на среднесрочную перспективу и оценки прогнозируемой стоимости предлагаемых к приватизации объектов в 2007 году ожидалось поступление в бюджет Пензенской области доходов от приватизации имущества Пензенской области в размере не менее 5 млн. рублей.
     Продолжена работа по совершенствованию законодательства области в целях повышения эффективности управления собственностью области.
     В Закон Пензенской области «Об управлении собственностью Пензенской области» внесены изменения, позволившие привести указанный Закон в соответствие с изменениями федерального законодательства, а также создавать автономные учреждения Пензенской области.
     В этих же целях внесены изменения в Закон Пензенской области «О ставках арендной платы за пользование имуществом Пензенской области».
     Законы области о внесении изменений в Закон Пензенской области «О перечне имущественных объектов и прав на них, входящих в залоговый фонд Пензенской области» позволили увеличить размер залогового фонда Пензенской области более чем на 150 млн. рублей.
     В прошедшем периоде депутаты Законодательного Собрания значительное внимание уделяли вопросам развития автомобильной сети региона, модернизации существующих дорог.
     В этих целях в областную целевую программу «Модернизация и развитие территориальной сети автомобильных дорог Пензенской области (2006–2008 годы)» дважды вносились изменения, целью которых стало уточнение перечня автомобильных дорог, строительство и ремонт которых осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области, а также увеличение объема средств, направляемых из бюджета на ремонт автомобильных дорог, на 7,3 млн. рублей.
     Проведение масштабных работ в строительной отрасли, дальнейшее разграничение полномочий в этой сфере между уровнями власти потребовали внесения изменений в Градостроительный устав Пензенской области, направленных на осуществление переданных Пензенской области полномочий Российской Федерации в области организации и проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, а также полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
     Эту же цель реализует и закон области, внесший изменения в областную целевую программу «Благоустройство населенных пунктов Пензенской области» (2007–2010 годы)», которым, кроме того, предусматриваются создание государственного учреждения Пензенской области «Модернизация жилищно-коммунальных систем» и возможность предоставления государственных гарантий Пензенской области для реализации указанной Программы.
     Используя право, предоставленное Федеральным законом, депутаты Законодательного Собрания в целях защиты нравственности населения, отвлечения от пагубной зависимости приняли Закон Пензенской области «О запрете на территории Пензенской области деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов», который вступил в силу с 1 января 2008 года.
     В развитие федерального закона законодатели области приняли Закон Пензенской области «Об организации и осуществлении деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках Пензенской области», которым Правительство Пензенской области наделяется правом определять уполномоченный орган по регулированию деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках в Пензенской области, устанавливает его полномочия. Местные администрации муниципальных образований наделяются правом выдавать разрешение на организацию рынка.
     В целях преодоления острой проблемы снижения барьеров на пути создания малых и средних предприятий приняты законодательные акты, предусматривающие комплекс мер, в том числе расширение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным и финансовым ресурсам, включая повышение эффективности работы институтов макрофинансирования. 
     В частности, Закон Пензенской области «О внесении изменения в Закон Пензенской области «О программе развития и поддержки малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств в Пензенской области на 2006–2008 годы» предусматривает создание и развитие бизнес-инкубаторов в Пензенской области, предоставляет возможность получить поддержку из бюджета Пензенской области предпринимателям-инвалидам, членам неполных семей и студентам всех форм обучения, вводит субсидирование потребительских кооперативов Пензенской области из расчета 50 процентов произведенных кооперативами затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам и части затрат на уплату процентов в размере 2/3 ставки рефинансирования по коммерческим кредитам, привлекаемым субъектами малого предпринимательства Пензенской области на развитие предприятий потребительского рынка и услуг повседневного спроса, размещаемых в радиусе шаговой (пешеходной) доступности. При этом увеличивается объем средств, выделяемых на реализацию данной программы, более чем на 207 млн. рублей;
     Кроме того, в соответствии с последующими изменениями, внесенными в указанный Закон, предпринимателям предоставлена возможность получения поручительств перед банками по кредитам на развитие производства через специально созданные структуры.
     Предусмотрено также направить 100 млн. рублей на предоставление субвенций муниципальным районам Пензенской области для адресного товарного кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств через районные агентства поддержки малого предпринимательства, более чем на 41 млн. рублей увеличить расходы бюджета Пензенской области, направляемые на поддержку малого предпринимательства.



Возврат к списку