Справочно-правовая информация

О состоянии законодательства в Пензенской области (2007 год)

Деятельность депутатов Законодательного Собрания по обеспечению правового регулирования в сфере сельскохозяйственного производства

     В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года отмечается, что национальный проект в области аграрно-промышленного комплекса не только доказал свою эффективность, но и продемонстрировал огромные потенциальные возможности российского сельского хозяйства, помог развитию инициативы и предпринимательства в деревне. В результате впервые за многие годы удалось остановить ряд негативных тенденций. Более того, для всех стало очевидно, что сельское хозяйство — это перспективная и потенциально высокотехнологичная отрасль нашей экономики.
     Предметом особого внимания депутатов Законодательного Собрания Пензенской области третьего созыва были вопросы сельскохозяйственного производства, снабжения населения области продовольствием, подготовка нормативных правовых актов по вопросам развития агропромышленного комплекса области, социально-экономического развития села, земельных отношений, вопросам природопользования, совершенствования природоохранного законодательства, а также оказание содействия в исполнении нормативных правовых актов, осуществление контроля за исполнением законов области, касающихся ведения сельскохозяйственного производства и природопользования.
     В 2007 году продолжалась работа по дальнейшему развитию законодательной базы Пензенской области в сфере аграрной политики и природопользования.
     В рамках приоритетного национального проекта «Развитие аграрно-промышленного комплекса» с целью увеличения производства продукции в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах населения, привлечения молодых квалифицированных кадров и повышения уровня жизни на селе на территории области разработан проект «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области».
     Вопросы развития отрасли сельского хозяйства области, увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, продуктивности сельскохозяйственных животных, работы малых форм хозяйствования на селе, определенные в рамках национального проекта, изучались и обсуждались депутатами непосредственно в условиях сельскохозяйственного производства. 
     В соответствии с приоритетным направлением национального проекта «Ускоренное развитие животноводства» в области за счет инвестиционных кредитов, средств сельскохозяйственных предприятий осуществляется строительство, реконструкция и модернизация 20 животноводческих комплексов. В том числе ведется строительство свиноводческого комплекса с объемом реализации 12 тыс. тонн мяса свинины в год, строительство индюшиной фабрики с производительностью 7,5 тыс. тонн мяса индейки в год. 
     По вопросам, связанным с работой агропромышленного комплекса области, в 2007 году было принято более 30 законов Пензенской области. Большая часть данных законов была направлена на утверждение областных программ, в которых было определено развитие того или иного направления, предусматривалось выделение денежных средств из бюджета области на их финансирование. Неоднократно рассматривались вопросы земельных отношений, инвентаризации земель, определения ставок и сроков уплаты земельного налога.
     Одним из наиболее значимых был закон, внесший изменения в областную целевую программу «Социальное развитие села до 2010 года», предусматривающий выделение средств в сумме 1 100 млн. рублей на строительство объектов тепличного хозяйства.
     В связи с этим был отобран инвестиционный проект «Строительство четырех тепличных комплексов на территории Пензенской области для выращивания роз». Данный проект способствует увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней на сумму более 279 млн. рублей. Социальная эффективность проекта выражается в создании дополнительных рабочих мест. В настоящее время данный проект реализуется в Наровчатском, Спасском, Нижнеломовском и Иссинском районах области.
     В 2007 году были внесены изменения в областную программу «Создание сети машинно-технологических станций Пензенской области» в части установления порядка предоставления в 2007 году участникам программы субсидий из бюджета Пензенской области на возмещение части затрат по приобретению сельскохозяйственной техники. Стоимость сельскохозяйственной техники, приобретенной за счет средств сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, в объеме 20 процентов от стоимости компенсируется за счет средств бюджета области. В 2007 году приобретено в целом по области 122 трактора, 71 зерноуборочный комбайн, 13 свеклоуборочных комбайнов, 26 кормоуборочных комбайнов и другая сельскохозяйственная техника. На частичное возмещение этих затрат из бюджета области предоставлено субсидий на сумму более 170,8 млн. рублей. Приобретение сельскохозяйственной техники позволяет увеличить площадь ввода в оборот неиспользуемых земель, увеличить посев сахарной свеклы, резко сократить долю ручного труда при уборке посевов сахарной свеклы. В настоящее время 75 процентов от общей посевной площади сахарной свеклы убирается с помощью техники (32,0 тыс. га), при этом в начале действия программы (2002 год) только 5,6 тыс. га убиралось без участия ручного труда.
     Особое внимание было уделено крестьянским (фермерским) хозяйствам и личным подсобным хозяйствам. Приняты и реализуются областные программы «О развитии и поддержке малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств в Пензенской области и «О развитии личных подсобных хозяйств населения Пензенской области». Одним из важных пунктов этих программ является адресное товарное кредитование крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей для приобретения молодняка скота и закупки комбикормов.
     На эти цели в 2007 году было выделено 103,0 млн. рублей бюджетных средств (75,0 млн. руб. на покупку скота, 8,0 млн. руб. на компенсацию части затрат на закупку комбикормов для откорма молодняка свиней, 20,0 млн. руб. на строительство, покупку и доставку теплиц, включая необходимое оборудование к ним).
     В области наблюдается рост числа крестьянских (фермерских) хозяйств: в 2007 году зарегистрировано 1167 крестьянских (фермерских) хозяйств, что способствует трудозанятости населения, сокращению безработицы и увеличению налогооблагаемой базы.
     Выполнение программных мероприятий позволило за 2007 год увеличить поголовье крупного рогатого скота в крестьянских (фермерских) хозяйствах. В настоящее время оно составляет 9180 голов. Поголовье коров увеличилось на 30 процентов и составило 3623 головы.
     Предоставляемые субвенции на компенсацию части затрат на закупку комбикормов для откорма молодняка свиней позволили увеличить поголовье свиней в крестьянских (фермерских) хозяйствах за 2007 год на 19 процентов, и оно составило 27500 голов. Использование качественных, сбалансированных комбикормов позволяет увеличить привесы свиней, сократить период откорма и повысить качество производимой продукции.
     Реализация программ, направленных на развитие малых форм хозяйствования на селе, позволила увеличить производство скота и птицы на убой в живом весе к уровню прошлого года в крестьянских (фермерских) хозяйствах на 9,5 процента, производство молока – на 46 процента и яиц — на 9 процентов.
     Важное значение в увеличении здорового поголовья скота и птицы имеет областная целевая программа «Профилактика карантинных и особо опасных инфекционных болезней животных Пензенской области на 2005–2010 годы», которая в текущем году была скорректирована и продлена до 2012 года.
     В рассматриваемый период разработаны и реализуются программы развития как растениеводства, так и животноводства, как в целом, так и в отдельных его отраслях, в частности птицеводства, свиноводства и овцеводства. При этом все программы ориентированы на поддержку не только крупных организованных хозяйств, но и частных подворий.
     Все это позволило в 2007 году увеличить реализацию скота и птицы на убой по всем категориям хозяйств на 15,7 тыс. тонн, молока — на 21,9 тыс. тонн. Надой на фуражную корову составил 3236 килограмм.
     В работе депутатов одним из приоритетных направлений в 2007 году были вопросы социального развития села, улучшения условий жизнедеятельности сельского населения.
     Принятая в 2006 году в целях реализации национального проекта программа «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе» на 2006–2008 годы была в 2007 году продлена до 2012 года. В 2007 году в данной программе принимали участие 160 молодых семей и специалистов. Ввод общей площади жилья составил 9,8 тыс. кв. метров. На реализацию данной программы из бюджета области в 2007 году выделено 24,5 млн. рублей. 
     Учитывая характер мер, принимаемых органами государственной власти области, органами местного самоуправления, организациями агропромышленного комплекса, депутаты Законодательного Собрания в ноябре 2007 года приняли комплексную областную целевую программу «Развитие сельского хозяйства Пензенской области» на 2008–2012 годы.
     Программой предусматриваются повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса, обеспечение населения качественными продовольственными товарами, обеспечение занятости населения, увеличение производства продукции сельского хозяйства к 2012 году на 46 процентов по отношению к 2006 году.
     На реализацию данной программы предусмотрено выделение средств в объеме 17,6 млн. рублей, в том числе за счет средств бюджета Пензенской области 7,7 млн. рублей.
     Депутатами Законодательного Собрания неоднократно рассматривались вопросы, связанные с использованием земельных ресурсов области, инвентаризацией земель городов и других населенных пунктов, платой за землю, предоставлением земли для тех или иных целей. Для уточнения направлений использования выделенных средств внесены изменения в региональную целевую программу «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Пензенской области (2002–2011 годы)».
     В мае 2007 года депутатами был принят Закон Пензенской области «О предельных максимальных ценах работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства и индивидуального гаражного строительства», целью которого является минимизации расходов населения на оформление земельных участков в частную собственность в целях повышения правовой и социальной защищенности граждан в условиях увеличивающегося оборота земельных участков.
     Особое внимание уделялось вопросам земельных отношений. С учетом особого значения Закона Пензенской области «О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области» для формирования современной системы хозяйствования в сфере агропромышленного производства, а также с учетом изменений федерального законодательства по земельным вопросам, только в 2007 году депутатами трижды вносились изменения в указанный Закон, которые коснулись отдельных положений по использованию земельных участков, земельных долей в праве общей собственности на земельные участки, установлению определенных параметров по размерам земельных участков, по цене сельскохозяйственных угодий и других положений по повышению эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения.
     Серьезное внимание депутатами уделялось вопросам осуществления охраны животного мира, лесопользования, природоохранной деятельности. С целью реализации более полных и законодательно закрепленных полномочий в указанных сферах в 2007 году были внесены изменения в областную целевую программу по использованию, охране и воспроизводству объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории Пензенской области на 2003–2010 годы, в законы Пензенской области «О некоторых вопросах, связанных с реализацией в Пензенской области отдельных положений Лесного кодекса Российской Федерации», «Об областной целевой Программе «Экология и природные ресурсы Пензенской области» на 2007–2010 годы, «О внесении изменений и дополнений в областную целевую программу «Развитие рыбного хозяйства в Пензенской области в 2005–2007 годах и на период до 2010 года».

Деятельность депутатов Законодательного Собрания в сфере правового обеспечения бюджетного процесса и финансов

     В Послании Президента Российской Федерации Российской Федерации 2007 года определены стратегические цели развития страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе, которые должны быть положены в основу формирования и реализации бюджетной политики.
     В сфере бюджетного и финансового законодательства за 2007 год принято 27 законов, в том числе: «Об исполнении бюджета Пензенской области за 2006 год», «О договоре о предоставлении государственной гарантии Пензенской области», «О стандартах качества предоставления бюджетных услуг в Пензенской области», «О ведомственных целевых программах субъектов бюджетного планирования Пензенской области», «О региональном фонде софинансирования социальных расходов», «О порядке формирования, распределения и расходования средств фонда муниципального развития Пензенской области», «О бюджете Пензенской области на 2008 год и на период до 2010 года»; вносились изменения в законы: «О бюджете Пензенской области на 2007 год», «О порядке предоставления негосударственным организациям средств бюджета Пензенской области», «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области», «О межбюджетных отношениях в Пензенской области», «О публичной независимой экспертизе проектов законов Пензенской области в сфере бюджетного и налогового законодательства», «О реформировании региональных финансов Пензенской области».
     В 2007 году успешно продолжалось реформирование бюджетного процесса.
     Бюджетная реформа в Пензенской области привела к существенному улучшению ситуации по управлению бюджетным процессом и повышению открытости и прозрачности государственных и муниципальных финансов. В результате реализации программы реформирования региональных финансов, утвержденной Законом Пензенской области, появилась возможность активизировать привлечение доходов из дополнительных источников, не допускать случаев возникновения задолженности по заработной плате работников бюджетной сферы, оплате коммунальных услуг бюджетными учреждениями. В рамках реализации программы был осуществлен комплекс мероприятий по переводу бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций.
     Пензенская область не имеет просроченной задолженности по долговым обязательствам, прирост кредиторской задолженности не превышает пяти процентов расходов бюджета (без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий).
     В прошедшем году закрепилась практика проведения публичных слушаний по вопросам формирования и исполнения бюджета Пензенской области. В рамках программы реформирования региональных финансов осуществлен комплекс мероприятий по проведению независимой публичной экспертизы законопроектов в сфере бюджетного и налогового законодательства на основании принятого в конце 2006 года Закона Пензенской области «О публичной независимой экспертизе проектов законов Пензенской области в сфере бюджетного и налогового законодательства». 
     Законом Пензенской области «О стандартах качества предоставления бюджетных услуг за счет средств бюджета Пензенской области» утвержден порядок разработки, принятия, изменения и отмены стандартов качества предоставления бюджетных услуг по видам бюджетных услуг (культура, образование, здравоохранение, социальная политика). Уровень стандартизации бюджетных услуг (доля финансирования стандартизированных услуг отрасли от общего объема финансирования отрасли) колеблется от 54 до 89 процентов.
     В целях повышения эффективности деятельности органов государственной власти Пензенской области, ликвидации дублирования функций отраслевых министерств и ведомств принят Закон Пензенской области «О ведомственных целевых программах субъектов бюджетного планирования Пензенской области». Данный Закон позволит осуществить переход от сметного финансирования расходов к программно-целевому методу путем разработки среднесрочных целевых ведомственных программ, имеющих заданные количественные и качественные показатели результата, исходя из конкретных функций, возложенных на ведомство. В результате объем расходов на реализацию ведомственных целевых программ составит в 2008 году 75 процентов, в 2009 году — 73,4 процента, в 2010 году — 71,4 процента расходов бюджета Пензенской области без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий.
     Законом Пензенской области утвержден порядок предоставления негосударственным организациям средств бюджета Пензенской области в форме субсидий, субвенций и бюджетных кредитов на финансирование наиболее значимых для социально-экономического развития Пензенской области целевых расходов, определены отрасли экономики, для которых запрещено предоставление бюджетных средств.
     Законом Пензенской области «О предоставлении субвенций бюджетам поселений и городских округов Пензенской области на финансирование расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждена методика предоставления субвенций муниципальным образованиям для выполнение государственных полномочий по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг исходя из стопроцентного уровня платежей граждан, предусмотрена возможность направления сэкономленных средств по субвенции на другие направления финансирования жилищно-коммунального хозяйства, в первую очередь на мероприятия по энергосбережению.
     В прошедшем году продолжалось формирование правовой базы, обеспечивающей законодательное сопровождение замены некоторых видов льгот, предоставлявшихся ранее в натуральной форме, мерами социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.
     В частности, на основании Закона Пензенской области «О внесении изменений в Закон Пензенской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области» меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемой региональным льготным категориям граждан в натуральной форме, с 1 мая 2007 года заменены соответствующими денежными компенсационными выплатами. С 1 июля 2007 года аналогичная форма компенсационных выплат применяется и для Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы.
     Переход на денежную форму предоставления мер социальной поддержки позволил более точно учесть, спланировать и проконтролировать расходование бюджетных средств, освободить жилищные организации от несвойственных им функций начисления социальных выплат.
     Внесенное изменение в Закон Пензенской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области» закрепило норму, позволяющую составлять и утверждать бюджет Пензенской области сроком на три года.
     В 2008–2010 годах будет сохранена социальная направленность бюджета, вновь принимаемые расходные обязательства в приоритетном порядке будут направлены на повышение жизненного уровня населения области, максимальное удовлетворение текущих потребностей бюджетной сферы, обеспечение своевременных расчетов по социальным выплатам отдельным категориям граждан.
     Внесение изменений в статью 2 Закона Пензенской области «О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области» также позволит не только пополнить бюджет Пензенской области, но и предоставить дополнительные меры социальной защиты малообеспеченным слоям населения.
     В бюджете Пензенской области на 2008–2010 годы предусмотрены средства на повышение заработной платы работников бюджетной сферы.
     Инвестиционная политика Пензенской области будет направлена на сохранение достигнутой финансовой стабильности, стимулирование роста инвестиций в производственную инфраструктуру, создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса.
     В 2008–2010 годах продолжится реализация приоритетных национальных проектов, создающих основу для решения назревших проблем повышения качества образования, улучшения здоровья населения, обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, формирования достойных условий жизни на селе и развития агропромышленного производства.
     В бюджете на 2008–2010 годы предусмотрены средства для реализации задач по качественному улучшению системы поддержки материнства и детства, а также ветеранов труда, тружеников тыла.
     Предусматриваются государственная поддержка агропромышленного комплекса, финансовая поддержка жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области.
     Дальнейшее развитие получит совершенствование взаимоотношений бюджета Пензенской области с бюджетами муниципальных образований. В 2008–2010 годах предусмотрено увеличение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Пензенской области.
     В трехлетний бюджет включены средства на финансирование мероприятий, предусмотренных областной целевой программой «Совершенствование управления бюджетным процессом в Пензенской области (2008–2010 годы)».
     Выполнение программы обеспечит создание эффективно работающего механизма, который даст возможность полноценно управлять бюджетными средствами в Пензенской области и добиться их реальной экономии.



Возврат к списку