Справочно-правовая информация

О состоянии законодательства в Пензенской области (2007 год)

Деятельность депутатов Законодательного Собрания по обеспечению правового регулирования в сфере здравоохранения

     В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года, говоря о реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», Президент Российской Федерации отметил, что «достигнутые показатели можно рассматривать в качестве первых — пусть маленьких, но все-таки — побед, измеряемых тысячами жизней наших соотечественников. Сокращение смертности и увеличение рождаемости, достигнутые в 2006 году и в первые месяцы этого года, — очевидное свидетельство правильности наших усилий».
     В целях обеспечения доступности для населения медицинской помощи и повышения качества медицинских услуг большое внимание уделено совершенствованию законодательства и в системе здравоохранения Пензенской области.
     Принят Закон Пензенской области «О защите населения от туберкулеза и о противотуберкулезной помощи» (вступил в силу с 1 января 2008 года), который направлен на реализацию прав граждан по охране здоровья, создание в Пензенской области необходимых условий санитарно-эпидемиологического благополучия, регламентирует организацию противотуберкулезной помощи населению Пензенской области.
     Установлены дополнительные меры социальной поддержки граждан при заболевании туберкулезом. Это возмещение стоимости проезда один раз в год к месту санаторно-курортного лечения в противотуберкулезном санатории, право на бесплатный проезд на транспорте общего пользования внутриобластного и пригородного сообщения при поездках на консультацию или госпитализацию в противотуберкулезное учреждение (организацию), обеспечение бесплатными медикаментами для лечения в амбулаторных условиях, обеспечение бесплатными продуктовыми наборами больных активными формами туберкулеза. Предусмотрены также меры социальной поддержки для медицинских работников, участвующих в оказании противотуберкулезной помощи жителям Пензенской области: выходное пособие в связи с выходом на пенсию при наличии стажа работы в противотуберкулезных учреждениях (организациях) не менее 20 лет, единовременная материальная помощь в случае впервые выявленного заболевания туберкулезом. 
     Закон Пензенской области «О внесении изменений в Закон Пензенской области «Об областной целевой программе «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2003–2007 годы)» принят в связи с созданием кабинета «Диабетическая стопа», который позволит улучшить качество оказываемой лечебно-диагностической помощи больным сахарным диабетом с поражениями нижних конечностей в амбулаторных условиях. При этом возможно избежать в 85 процентах случаев ампутаций при соответствующем лечении и информированности населения об уходе за собой.
     Законом Пензенской области утверждена областная целевая программа «Подготовка и привлечение медицинских кадров для Пензенского федерального центра сердечно-сосудистой хирургии» на 2008–2009 годы, основной целью которой является подготовка и привлечение высококвалифицированных медицинских кадров для работы в Пензенском федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии.
     Врачам, проходящим обучение в клинической ординатуре по целевым направлениям для последующей работы в Пензенском федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии, устанавливается доплата к стипендии (включающая частичную компенсацию за наем жилья) за счет средств бюджета Пензенской области в размере 4 000 рублей в месяц на одного ординатора.
     Срок реализации программы – 2008–2009 годы. Мероприятия программы реализуются за счет средств бюджета Пензенской области. Объем финансирования программы составляет 768 тыс. рублей.
     Законом Пензенской области утверждена областная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2008–2012 годы)». Основными целями программы являются снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения от социально значимых заболеваний, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих этими заболеваниями.
     Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих задач: совершенствование методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях; строительство, реконструкция, капитальный ремонт и укрепление материально-технической базы специализированных учреждений здравоохранения Пензенской области путем скоординированного выполнения комплекса взаимосвязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий, которые скомпонованы по следующим направлениям: капитальное строительство, капитальный ремонт специализированных учреждений здравоохранения Пензенской области; приобретение оборудования и расходных материалов к нему, лекарственных препаратов; повышение квалификации кадров и другие мероприятия.
     Программа будет реализовываться в период с 2008 года по 2012 год.
     В программе предусматривается реализация комплекса взаимосвязанных мероприятий по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации при социально значимых заболеваниях.
     Реализация мероприятий программы представлена в 9 подпрограммах: «Сахарный диабет», «Туберкулез», «ВИЧ-инфекция», «Онкология», «Инфекции, передаваемые половым путем», «Вирусные гепатиты», «Психические расстройства», «Артериальная гипертония», «Вакцинопрофилактика».
     Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области. Общие затраты на реализацию мероприятий программы составляют 5,5 млн. рублей, в том числе: 2008 год — 1,0 млн. рублей, 2009 год — 1,0 млн. рублей, 2010 год — 1,2 млн. рублей, 2011 год — 1,1 млн. рублей, 2012 год — 1,2 млн. рублей.
     С целью повышения материальной заинтересованности в профессиональном росте и стимулирования труда медицинских и фармацевтических работников системы здравоохранения и социальной защиты, имеющих квалификационную категорию, Законом Пензенской области «О внесении изменений в Закон Пензенской области «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из бюджета Пензенской области» с 1 января 2008 года увеличен размер ежеквартальной выплаты врачам, провизорам, имеющим высшую квалификационную категорию, до 7 тыс. рублей, первую квалификационную категорию — 5 тыс. рублей, вторую — 3 тыс. рублей, среднему медицинскому персоналу, главным акушеркам, фармацевтам с высшей квалификационной категорией — до 3,5 тыс. рублей, с первой — 2,5 тыс. рублей, со второй — 1,5 тыс. рублей.
     Установлена ежемесячная надбавка воспитателям муниципальных дошкольных образовательных учреждений в размере 2 тыс. рублей, младшим воспитателям и помощникам воспитателя — 1 тыс. рублей.
     Законом Пензенской области «О внесении изменений в Закон Пензенской области «Об областной целевой программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2008–2012 годы)» в указанную программу с 1 января 2008 года дополнительно включены мероприятия, направленные на организацию доступной стоматологической помощи населению, проживающему в сельской местности Пензенской области, в связи с высокой стоимостью процедуры зубопротезирования. Это позволит провести санацию ротовой полости и зубопротезирование 3 245 механизаторам, занятым на работах в сельском хозяйстве, улучшить состояние их здоровья.

Деятельность депутатов Законодательного Собрания по обеспечению правового регулирования в сфере законности и правопорядка

     В целях совершенствования законодательства Пензенской области, направленного на повышение эффективности борьбы с преступностью, обеспечение правопорядка и безопасности граждан, создание системы противодействия коррупции в Пензенской области, обеспечение пожарной безопасности, Законодательным Собранием Пензенской области третьего созыва за период с 2002 по 2007 год принято около 40 законов Пензенской области, при этом в 2007 году принято 10 законов в указанных сферах. 
     Депутаты уделяли большое внимание вопросам совершенствования системы профилактики правонарушений и стабилизации оперативной обстановки на территории Пензенской области. 
     Принят Закон Пензенской области «О профилактике правонарушений в Пензенской области», а также программа «Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Пензенской области» на 2006–2008 годы. В ходе исполнения указанных законодательных актов в области созданы около 800 советов общественности по профилактике правонарушений, свыше 1 300 советов отцов, дедушек и бабушек. Организована деятельность более 1 700 формирований общественных движений, в том числе около 300 добровольных народных дружин, около 500 отрядов юных друзей милиции, а также юных инспекторов дорожного движения, юных следопытов, пожарных, спасателей. Общее количество членов данных формирований составляет более 17 тысяч человек.
     Внесенные в 2007 году изменения дополнили программу мероприятиями по созданию Пензенской областной казачьей дружины и обеспечению ее деятельности. В прошедшем году на эти цели из бюджета Пензенской области выделено 1,72 млн. рублей. 
     Реализация Закона Пензенской области «Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка на территории Пензенской области» позволила создать на территории области 46 оперативных молодежных отрядов общей численностью более 3 тысяч человек, совместно с правоохранительными и контролирующими органами члены оперативных отрядов участвовали в раскрытии 480 преступлений и в задержании более 15 тысяч человек за различные правонарушения.
     В целях снижения злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами на территории области принята и в прошедшем году выполнялась программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, профилактики злоупотребления психоактивными веществами в Пензенской области» на 2006–2008 годы. Внесенные в программу в 2007 году изменения способствовали увеличению объема финансирования мероприятий программы на 2007 год до 11,5 млн. рублей и включению дополнительных профилактических мероприятий, таких как:
     закрепление за учебными заведениями работников органов исполнительной власти Пензенской области для проведения профилактических мероприятий;
     организация проведения рейдов по дискотекам, клубам, развлекательным центрам и другим местам нахождения молодежи с целью выявления лиц, склонных к употреблению одурманивающих веществ;
     организация выездов наркологов в отдаленные населенные пункты Пензенской области для оказания лечебно-диагностической и профилактической помощи гражданам;
     проведение проверок по соблюдению правил учета, хранения, расходования наркотических и сильнодействующих лекарственных препаратов в лечебно-профилактических учреждениях.
     Эффективность работы в этом направлении характеризуется общей тенденцией к снижению количества погибших от отравления данными веществами.
     Так, в 2002 году от передозировки наркотиками погибли 22 жителя области, в 2003 — 11 человек, в 2004 — 5 человек, в 2005 — 4 человека, 2006 — 5 человек, в 2007 году — 7 человек. От отравления алкоголем погибли в 2004 году — 787 человек, в 2005 и 2006 годах соответственно 804 и 429 человек, в 2007 году — 365 человек. При этом снизилось общее количество наркологических больных, стоящих на учете.
     В Пензенской области приняты и действуют нормативные правовые акты, аналогии которым нет в ряде других субъектов Российской Федерации и на федеральном уровне. В том числе Закон Пензенской области «О противодействии коррупции в Пензенской области», а также программа о противодействии коррупции в Пензенской области (2007–2008 годы). Целями данной программы являются снижение уровня коррупции, ее влияние на активность и эффективность бизнеса, деятельность органов государственной власти Пензенской области, на повседневную жизнь граждан, обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от коррупции, создание системы противодействии коррупции в Пензенской области. Общий объем финансирования программы на 2008 год составит 600 тыс. рублей. Программа «Повышение безопасности дорожного движения в Пензенской области» на 2007–2009 годы позволит принять эффективные меры для создания безопасных условий движения на дорогах Пензенской области, которые по-прежнему остаются проблемными.
     В той или иной степени указанные нормативные правовые акты повлияли на оперативную обстановку в Пензенской области, учитывая, что все они в основном были приняты в 2006 году. Начиная с 2003 года количество преступлений росло ежегодно в среднем на 26 процентов. В 2007 году наблюдалось снижение количества преступлений. Так, за 2007 год их количество составило 28 367, что на 18,6 процента меньше по сравнению с 2006 годом (34 836). При этом на 22 процента снизилось количество особо тяжких и тяжких преступлений, на 27,2 процента сократилось число преступлений, совершенных в общественных местах.
     В прошедшем периоде Законодательное Собрание уделяло постоянное внимание вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и вопросам пожарной безопасности. 
     В 2007 году внесены изменения в Закон Пензенской области «О защите населения и территории Пензенской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», которыми в соответствии с федеральным законодательством дополнены полномочия органов государственной власти Пензенской области и обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в части предоставления участков для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также предоставления имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделения эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
     Продолжалось выполнение Закона Пензенской области «О пожарной безопасности Пензенской области», областных целевых программ «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Пензенской области до 2010 года», «Пожарная безопасность Пензенской области» на 2006–2008 годы, которая продлена до 2010 года с целью приобретения и ремонта пожарной техники в сельских населенных пунктах Пензенской области. Общий объем финансирования мероприятий программы составляет 161 406,3 тыс. рублей. В 2007 году на ее реализацию выделено 5 000 тыс. рублей.
     При реализации указанных программ проводилось проектирование областной системы оповещения на что было потрачено 2 720,5 тысяч рублей, замена телеграфной аппаратуры в селе Лунине, приобретено 8 автомобилей, в том числе 5 пожарных. Хотя обстановка с обеспечением пожарной безопасности объектов и населенных пунктов Пензенской области остается сложной, проследив динамику количества пожаров и их последствий за последние годы можно увидеть и положительную тенденцию.

ГодКоличество пожаровУщерб
(тыс. рублей)
Погибло людейТравмировано
(человек)
2002262339 173231158
2003240630 551214142
2004232329 882213155
2005223534 160208144
2006220548 823206140
2007207660 139203119

     В депутатами Законодательного Собрания третьего созыва создана правовая основа для формирования и работы возрожденных административных комиссий. Принятые законы об административной ответственности стали эффективным инструментом в борьбе за чистоту и благоустройство населенных пунктов, с незаконной реализацией спиртосодержащей продукции, за тишину и покой граждан.
     Только в 2007 году административными комиссиями к нарушителям применено штрафных санкций на общую сумму свыше 11 млн. рублей.
     Деятельность депутатов осуществлялась при постоянном взаимодействии с Пензенским областным судом.
     За прошедший период постановлениями Законодательного Собрания назначены на должность около 40 мировых судей судебных участков городов и районов Пензенской области, а также представители Законодательного Собрания в квалификационной комиссии адвокатской палаты Пензенской области.
     Продолжена работа по формированию законодательства Пензенской области в сфере административных правонарушений. По инициативе группы жителей города Пензы в целях обеспечения тишины и покоя граждан в ночное время принят Закон Пензенской области «Об административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан». Указанный закон предусматривает наложение административного штрафа за нарушение в период с 22 часов до 7 часов тишины в жилых помещениях, расположенных в жилых домах, на межквартирных лестничных площадках, лестницах, в лифтах, в коридорах, на технических этажах, чердаках, в подвалах, на крышах и в иных нежилых помещениях жилых домов, на придомовой территории жилых домов, территории лечебных учреждений, интернатов, домов ветеранов и домов системы социального обслуживания населения, за использование на повышенной громкости телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и других звуковоспроизводящих устройств, в том числе установленных на транспортных средствах, объектах торговли — киосках, павильонах, лотках, игровых клубах, игорных заведениях и развлекательных центрах, за игру на музыкальных инструментах, крики, свист, пение, а равно непринятие мер по отключению сработавшей звуковой охранной сигнализации автомобилей, использование пиротехнических средств либо производство строительных, ремонтных, погрузо-разгрузочных работ, сопровождающихся повышенным шумом, а также иные действия, сопровождающиеся звуками, повлекшими нарушение тишины и покоя граждан в указанный период времени.
     После принятия законопроекта в первом чтении он был опубликован в средствах массовой информации, а также направлен в отдельные общественные организации. Ряд поступивших замечаний и предложений был учтен при подготовке законопроекта ко второму чтению. По данному вопросу были проведены депутатские слушания, с учетом рекомендаций которых установлено время с 22 до 7 часов, в течение которого наступает ответственность за нарушение тишины и покоя граждан, введена ответственность за повторное нарушение норм закона, увеличены штрафные санкции, конкретизированы территории, подпадающие под действие закона.
     Поскольку практика применения Закона показала, что определенную часть предусмотренных им правонарушений совершают несовершеннолетние, в указанный Закон, а также в Закон Пензенской области «Об административной ответственности за изготовление или (и) хранение с целью сбыта, сбыт крепких спиртных напитков домашней выработки, спиртосодержащей жидкости непромышленного производства и содержание притонов для распития спиртных напитков» были внесены изменения, в соответствии с которыми подобные дела в отношении несовершеннолетних рассматривают не административные комиссии, а комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
     Внесены также соответствующие изменения в Закон Пензенской области «О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Пензенской области», которыми ужесточен порядок продления срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.



Возврат к списку