Справочно-правовая информация

О состоянии законодательства в Пензенской области (2007 год)

Деятельность депутатов Законодательного Собрания по обеспечению правового регулирования в сфере государственного строительства, административно-территориального устройства

     В 2007 году Законодательным Собранием Пензенской области по вопросам государственного строительства принято около 70 законов Пензенской области.
     Четыре раза вносились изменения в Устав Пензенской области.
     В целях исключения в дальнейшем частого внесения изменений в основной закон Пензенской области в связи с продолжающимся процессом разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации положения части 3 статьи 14, в которой были конкретно прописаны полномочия, осуществляемые органами государственной власти Пензенской области за счет средств бюджета Пензенской области, заменены отсылочной нормой к Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
     В связи со вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности» (о запрете вхождения данных лиц в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных организаций, а также о запрете осуществления депутатом преподавательской, научной или иной творческой деятельности, в случае если она оплачивается за счет средств иностранных государств, иностранных граждан и лиц без гражданства) внесены соответствующие изменения в статью 39 Устава Пензенской области, а также Закон Пензенской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Пензенской области».
     Кроме этого, в Устав Пензенской области внесены уточнения в части регулирования вопросов управления и распоряжения объектами собственности Пензенской области, соответствующие изменения внесены в Закон Пензенской области «О Правительстве Пензенской области».
     Полагаем, что в настоящее время создана надлежащая правовая база для реализации органами государственной власти Пензенской области и органами местного самоуправления полномочий, в том числе переданных им в соответствии с федеральными законами, и необходимость в ее очередном масштабном изменении отсутствует, однако мониторинг данных правоотношений необходим.
     В целях реализации положения Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с которым правомочность заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации, принят Закон Пензенской области «О правомочности сессии Законодательного Собрания Пензенской области».
     В соответствии с указанным Законом сессия Законодательного Собрания считается правомочной, если на ней присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
     Задача повышения престижа государственной службы в законодательном поле области рассматривается как последовательное продолжение реформы государственной службы. Предстояло продолжить формирование нормативной основы государственной службы, повышение уровня материального обеспечения государственных служащих, заинтересованности высококвалифицированных специалистов в поступлении на государственную гражданскую службу, авторитета и качества работы государственных служащих.
     В 2007 году Законодательным Собранием Пензенской области рассмотрены семь вопросов, связанных с организацией государственной гражданской и муниципальной службы.
     На основании принятых законов области замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Пензенской области проводится на конкурсной основе. Постановлением Губернатора Пензенской области утверждено положение о кадровом резерве государственной гражданской службы Пензенской области.
     В целях приведения в соответствие с Указом Президента Российской Федерации квалификационных требований к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности для государственных гражданских служащих внесены изменения в Закон Пензенской области «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для государственных гражданских служащих Пензенской области».
     В соответствии с указанным Законом для категории старших должностей государственной гражданской службы установлено квалификационное требование о наличии не менее 3 лет стажа работы по специальности.
     В прошедшем году продолжено развитие в Пензенской области институтов гражданского общества. Законом области утверждена должность Уполномоченного по правам человека в Пензенской области.
     Указанным правовым актом установлены статус Уполномоченного, его компетенция, порядок назначения и прекращения его полномочий, порядок их осуществления, регламентируются основы работы аппарата Уполномоченного, его материальное обеспечение.
     В целях реализации указанного Закона внесены соответствующие изменения в законы Пензенской области «О государственных должностях Пензенской области», «О денежном содержании государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области», «О Реестре должностей государственной гражданской службы Пензенской области», приняты постановления Законодательного Собрания Пензенской области «О внесении изменений в Регламент Законодательного Собрания Пензенской области третьего созыва», «Об удостоверении Уполномоченного по правам человека в Пензенской области».
     Реестр должностей государственной гражданской службы Пензенской области подвергся в 2007 году корректировке также и в связи с введением должности Вице-губернатора Пензенской области и был дополнен должностями государственной гражданской службы для содействия Вице-губернатору в исполнении его обязанностей.
     Вместе с тем продолжают оставаться не решенными на федеральном уровне вопросы, отмеченные в докладе 2006 года о состоянии законодательства Российской Федерации. Прежде всего, не урегулированы на федеральном уровне вопросы о соотношении должностей федеральной государственной службы и должностей государственной службы субъектов Российской Федерации, о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
     В законодательстве Российской Федерации государственная парламентская служба не выделена в качестве самостоятельного вида государственной службы, хотя служба в органах законодательной власти имеет серьезные особенности и специфику, которые необходимо учитывать.
     В целях реализации положений статьи 1 Закона Пензенской области «О Губернаторе Пензенской области», которой установлено, что Губернатор Пензенской области обладает символом власти — должностным знаком Губернатора Пензенской области, принят Закон Пензенской области «О должностном знаке Губернатора Пензенской области», определяющий описание и порядок использования Губернатором этого символа власти.
     В соответствии с указанным законом должностной знак Губернатора Пензенской области используется Губернатором во время приемов должностных лиц и официальных делегаций, при вручении государственных наград, присвоении почетных званий, в ходе проведения других официально-торжественных мероприятий, а также в иных случаях, определяемых Губернатором Пензенской области.
     Основные задачи административной реформы состоят в укреплении вертикали власти, дебюрократизации, упрощении и сокращении структуры аппарата исполнительной власти, четком разграничении функций и полномочий между структурными подразделениями исполнительной власти. Проведение административной реформы обусловило необходимость внесения поправок в федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации, в том числе и Пензенской области.
     Неоднократно в течение 2007 года вносились изменения в Закон Пензенской области «О Программе проведения административной реформы в Пензенской области в 2006–2008 годах». Причины изменений связаны с необходимостью разработки и реализации проекта по внедрению административных регламентов на предоставление государственных и муниципальных услуг, на приобретение и установку необходимого компьютерного и сетевого оборудования, лицензионного программного обеспечения для оснащения многофункционального центра, а также поступлением дополнительных финансовых средств на реализацию указанной Программы.
     В 2007 году Законодательным Собранием Пензенской области рассмотрен ряд вопросов, связанных с присвоением почетных званий и награждением наградами области.
     В частности, одной из улиц в городе Пензе присвоено имя И.И. Левитана — русского живописца-передвижника, а муниципальному образовательному учреждению – основной общеобразовательной школе села Соболевка Каменского района Пензенской области — имя писателя П.И. Замойского.
     Звание «Почетный гражданин Пензенской области» присвоено Т.Т. Мартыненко.
     По многочисленным просьбам граждан, удостоенных звания «Почетный гражданин Пензенской области», в целях установления правового основания для выплаты указанным гражданам стоимости путевки в санатории местного значения вместо получения ее в натуре внесены изменения в статью 6 Закона Пензенской области «О звании «Почетный гражданин Пензенской области».
     В течение последних нескольких лет в области последовательно закладывался необходимый правовой фундамент для формирования гражданского общества. В 2007 году депутатами Законодательного Собрания была продолжена планомерная работа по решению конкретных вопросов государственной поддержки гражданских организаций, привлечения их к участию в выработке решений органов государственной власти Пензенской области.
     В связи с этим несколько раз вносились изменения в областную целевую программу «Развитие гражданского общества (2006–2008 годы)», в результате чего были выделены дополнительные средства на поддержку гражданских организаций и на организацию и осуществление деятельности, направленной на развитие форм и методов социального партнерства.
     Законодательное Собрание Пензенской области реализовало предоставленное ему Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» право на назначение своих представителей в состав конкурсных комиссий на замещение должностей глав администраций 26 муниципальных районов Пензенской области.
     Депутаты Законодательного Собрания не остаются в стороне от решения вопросов, связанных с угрожающей демографической ситуацией в стране и в области. Улучшение демографических показателей (в частности снижение смертности) невозможно без повышения безопасности дорожного движения.
     В связи с неблагоприятной аварийной ситуацией, сложившейся на автомобильных дорогах Пензенской области, а также в связи с проведением Глобальной недели безопасности дорожного движения по инициативе Организации Объединенных наций, депутаты Законодательного Собрания Пензенской области приняли обращение к жителям Пензенской области. В указанном обращении, которое было опубликовано в средствах массовой информации, депутаты призвали всех участников дорожного движения быть дисциплинированными и бдительными на дорогах, личным примером показывать уважительное отношение к закону и правам других людей, соблюдению правил дорожного движения.
     В целях укрепления возможности граждан влиять на процессы, происходящие в экономической, социально-политической жизни области, повышения открытости и прозрачности деятельности органов власти области депутатами Законодательного Собрания Пензенской области принят Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан органами государственной власти Пензенской области».
     Законом установлены гарантии права граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления Пензенской области, дополнительно утверждена процедура организации личного приема граждан руководителями и другими должностными лицами, установлен перечень лиц, имеющих право на внеочередной прием.
     В соответствии с Законом обращения граждан, содержащие вопросы защиты прав ребенка, предложения по предотвращению противоправных действий, возможных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, при поступлении в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов, рассматриваются безотлагательно, не позднее трех дней со дня обращения гражданина.
     В прошедшем году принят ряд законов, связанных с изменением административно-территориального устройства области. Принятию таких законов предшествует кропотливая работа по подготовке необходимых документов и изучению депутатами всех последствий принимаемого решения.
     После выполнения такой работы, изучения мнения населения в августе 2007 года во втором чтении в окончательной редакции принят Закон Пензенской области «Об упразднении сельских населенных пунктов Пензенской области Победа, Светлополянское лесничество, Камыши-Хвощи», целью которого явилось упразднение указанных населенных пунктов Пензенской области, ставших составной частью города Пензы и утративших свои наименования и статус самостоятельных населенных пунктов.
     В целях создания условий для дальнейшего социально-экономического развития единого муниципального образования — Пензенский район Пензенской области Законом Пензенской области упразднено административно-территориальное образование — Кондольский район Пензенской области и включено в границы территории административно-территориального образования — Пензенский район Пензенской области. 
     Прошедший год был годом прямого волеизъявления граждан на выборах депутатов различных уровней. В Пензенской области население проявило высокую активность и гражданскую позицию на выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации и Законодательного Собрания Пензенской области. 
     В Послании 2007 года Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации отметил, что выборы в Государственную Думу впервые пройдут по пропорциональной системе, в них будут участвовать только политические партии.
     И в поле зрения Законодательного Собрания Пензенской области третьего созыва на протяжении всего периода законотворческой деятельности находились вопросы законодательного регулирования проведения выборов и референдумов.
     В частности, была продолжена работа по правовому обеспечению развития партийной системы, усилению нормативных требований к кандидатам в депутаты представительных органов власти и совершенствованию избирательного законодательства. Законодатели уделили существенное внимание механизмам предотвращения в избирательных кампаниях проявлений экстремизма и разжигания межнациональной розни.
     В 2007 году правовая база, регулирующая порядок подготовки и проведения выборов и референдумов в Пензенской области, получила дальнейшее развитие.
     В целях приведения законов Пензенской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пензенской области», «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Пензенской области», «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Пензенской области по одномандатным избирательным округам и по единому избирательному округу», «О выборах главы муниципального образования в Пензенской области населением муниципального образования», «О референдуме Пензенской области», «О местном референдуме в Пензенской области» в соответствие со вступившими в силу федеральными законами дважды в течение года принимался Закон Пензенской области «О внесении изменений в законы Пензенской области, регулирующие порядок подготовки и проведения выборов и референдумов».
     Указанными законами, в частности:
     отменен порог явки избирателей, необходимый для признания выборов состоявшимися;
     внесены изменения в положения норм, касающихся устранения внутренних противоречий и отдельных пробелов в регулировании избирательного процесса, установления новых оснований отказа в регистрации кандидатов (списков кандидатов), отмены и аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов);
     усилена ответственность кандидатов и избирательных объединений за нарушение законодательства о противодействии экстремистской деятельности;
     установлены ограничения на осуществление некоммерческими организациями пожертвований в избирательные фонды, фонды референдума и дополнительные ограничения в деятельности членов Избирательной комиссии Пензенской области и избирательной комиссии муниципального образования;
     урегулировано разделение областных списков кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пензенской области на региональные части;
     увеличено максимальное число кандидатов, выдвигаемых избирательным объединением по областному избирательному округу.
     Кроме этого, в принятых законах учтены предложения Избирательной комиссии Пензенской области по итогам проведенных в октябре 2006 года выборов в представительные органы муниципальных образований Пензенской области и дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания, а также замечания юридико-технического характера, поступившие на Закон Пензенской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пензенской области» по итогам его экспертизы Правовым управлением аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
     Большое внимание при совершенствовании законодательства Пензенской области уделяется формированию и оптимизации работы независимых коллегиальных органов, непосредственно обеспечивающих подготовку и проведение выборов и референдумов.
     В связи с истечением 9 июля 2007 года срока полномочий Избирательной комиссии Пензенской области в рамках назначения ее нового состава был проведен ряд организационных мероприятий. Из восьми поступивших в установленный законом срок предложений по кандидатурам для назначения членами Избирательной комиссии Пензенской области с правом решающего голоса на заседании постоянной комиссии по законодательству и вопросам права были отобраны необходимые для назначения семь кандидатов, имеющих наибольший опыт работы в избирательных кампаниях, и предложены для утверждения Законодательному Собранию. Результатом проделанной работы стало постановление Законодательного Собрания «О составе Избирательной комиссии Пензенской области от Законодательного Собрания Пензенской области».
     Изменения были внесены также в законодательство, регулирующее деятельность избирательных комиссий.
     Так, по предложению Правового управления аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации число членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса установлено в зависимости от количества избирателей, зарегистрированных на территории соответствующих избирательных участков. Установлено, что при количестве избирателей на участке до 1000 человек в участковую избирательную комиссию назначаются 5–8 членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, при количестве от 1001 до 2000 избирателей — 6–12 членов, более 2000 избирателей — 10–17 членов.
     Кроме того, в мае 2007 года Законодательным Собранием Пензенской области был принят Закон Пензенской области «О внесении изменения в статью 8 Закона Пензенской области «Об Избирательной комиссии Пензенской области», разработка которого была обусловлена необходимостью приведения указанного Закона Пензенской области в соответствие со вступившим в силу Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 62-ФЗ «О внесении изменения в статью 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в части уточнения требований к образовательному цензу лиц, занимающих должность председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. В соответствии с принятым Законом председатель Избирательной комиссии Пензенской области должен иметь высшее профессиональное образование, в отличие от действовавшего раньше требования об обязательности юридического образования или степени в области права.
     В преддверии состоявшихся 2 декабря 2007 года выборов депутатов Законодательного Собрания Пензенской области четвертого созыва было проведено необходимое организационное и правовое обеспечение их подготовки. В связи с уменьшением численного состава депутатского корпуса и переходом от мажоритарной избирательной системы к смешанной, то есть к голосованию по кандидатам, зарегистрированным как в одномандатных избирательных округах, так и в составе областных избирательных списков политических партий, территории одномандатных избирательных округов были существенно скорректированы, что потребовало утверждения Законодательным Собранием новой схемы таких округов. 
     В соответствии с Законом Пензенской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пензенской области» принято постановление «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Пензенской области четвертого созыва».
     Указанные мероприятия позволили на высоком организационном уровне провести избирательную кампанию и сформировать Законодательное Собрание Пензенской области четвертого созыва.



Возврат к списку