Справочно-правовая информация

О состоянии законодательства в Пензенской области (2007 год)

Правовое обеспечение и осуществление деятельности депутатов Законодательного Собрания Пензенской области по выполнению наказов избирателей

     Отличительной особенностью работы депутатов Законодательного Собрания третьего созыва стало внедрение в практику некоторых новых направлений деятельности.
     Впервые за многие годы после советских времен с закреплением соответствующими нормативными правовыми актами принято решение вернуться к практике системной работы с наказами избирателей. И несмотря на то, что в целом по Российской Федерации данная тема в большей степени продолжает оставаться дискуссионной (пока только 19 регионов на законодательном уровне занимаются такой работой), пензенские депутаты во взаимодействии с Губернатором и Правительством области убедительно доказали возможность, целесообразность и эффективность решения даже в нынешних условиях жизненно важных для населения вопросов и реализации поступивших предложений.
     28 мая 2003 года был принят Закон Пензенской области «О наказах избирателей», в рамках которого осуществлялся комплекс необходимых организационных мероприятий, призванных навести в этом важном деле должный порядок.
     Следует отметить, что в связи с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и изменением механизма избрания высших должностных лиц субъектов Российской Федерации позднее закон был концептуально переработан и 22 декабря 2006 года принят в новой редакции с новым наименованием «О наказах избирателей депутатам Законодательного Собрания Пензенской области».
Законом четко прописан порядок внесения, учета, обобщения, рассмотрения и выполнения наказов избирателей депутатам Законодательного Собрания Пензенской области.
     В соответствии с указанным Законом избранный кандидат в депутаты Законодательного Собрания в месячный срок после регистрации представляет за своей подписью в Законодательное Собрание предложения о полученных наказах избирателей, учет и предварительное изучение которых осуществляют постоянные комиссии Законодательного Собрания.
     Предлагаемые постоянными комиссиями к утверждению Законодательным Собранием предложения о наказах избирателей обобщаются постоянной комиссией Законодательного Собрания по бюджетной, налоговой и финансовой политике и направляются в Правительство Пензенской области для подготовки заключения и проекта плана мероприятий по их выполнению и финансированию.
     Правительство Пензенской области в течение месяца проводит предварительное рассмотрение предложений о наказах избирателей, готовит мотивированное заключение по каждому из них, в котором указываются обоснование целесообразности и возможности реализации, предполагаемый объем, источники финансирования и намечаемые сроки выполнения.
     На следующем этапе Правительство области включает в проект плана мероприятий наказы избирателей, рекомендуемые к выполнению, и направляет его в Законодательное Собрание, которое рассматривает внесенные предложения и утверждает план мероприятий по выполнению наказов избирателей до принятия бюджета Пензенской области на очередной финансовый год.
     Утвержденный Законодательным Собранием план мероприятий по выполнению наказов избирателей направляется в Правительство Пензенской области для его учета в целях реализации при разработке проектов программ экономического и социального развития Пензенской области, а также проекта бюджета Пензенской области на очередной финансовый год.
     В рамках реализации Закона «О наказах избирателей депутатам Законодательного Собрания Пензенской области» Законодательным Собранием утверждены постановления № 457-22/3 ЗС от 21 апреля 2004 года «О плане мероприятий по выполнению наказов избирателей депутатам Законодательного Собрания Пензенской области третьего созыва» и № 513-24/3 ЗС «О перечне предложений о наказах избирателей, высказанных депутатам Законодательного Собрания Пензенской области третьего созыва в 2004 году», на основании которых органами государственной власти и органами местного самоуправления Пензенской области приняты к исполнению 133 наказа избирателей, данных депутатам Законодательного Собрания Пензенской области третьего созыва, 22 из которых позднее были исключены по причине нецелесообразности их дальнейшего выполнения.
     Следует отметить, что из общей массы наказов 28 процентов связаны с ремонтом автомобильных дорог, 21 процент — с газификацией населенных пунктов.
     В течение всего срока созыва органы государственной власти Пензенской области при содействии депутатов плодотворно работали над реализацией поставленных населением задач. Неоднократно проводились рабочие совещания, встречи с ответственными за выполнение наказов организациями. Вопросы о ходе исполнения наказов ежегодно заслушивались на заседаниях постоянных комиссий и сессиях Законодательного Собрания.
     16 ноября 2007 года на очередной, 57 сессии был рассмотрен вопрос «Об итогах исполнения постановлений Законодательного Собрания Пензенской области «О плане мероприятий по выполнению наказов избирателей депутатам Законодательного Собрания Пензенской области третьего созыва» и «О перечне предложений о наказах избирателей, высказанных депутатам Законодательного Собрания Пензенской области в 2004 году».
     Депутатами было отмечено, что выполнено 96 наказов избирателей, в частности построены физкультурно-оздоровительные комплексы в микрорайоне № 4 Арбеково города Пензы и микрорайоне Ясенки города Сердобска, современная детская поликлиника № 9 в городе Пензе, завершено строительство средней школы № 62 в микрорайоне Веселовка города Пензы, инфекционного отделения центральной районной больницы в рабочем поселке Земетчино, плотины на реке Сердобе в Сердобском районе, детского сада на улице Ладожской в городе Пензе, проведена реконструкция спортивного комплекса «Электрон» в городе Нижнем Ломове, газифицированы населенные пункты Башмаковского, Городищенского, Лунинского, Мокшанского, Неверкинского, Нижнеломовского, Никольского, Пачелмского, Сердобского, Спасского и Шемышейского районов, реконструированы водопроводные сети рабочего поселка Лунино.
     Примечательно, что Закон о наказах избирателей стал действенным механизмом, позволившим возобновить работы и на объектах «долгостроях».
     Так, например, строительство детского сада на улице Ладожской в городе Пензе началось еще в конце 90-х годов, но было на длительное время приостановлено. И только включение продолжения его строительства в план мероприятий по исполнению наказов принесло положительные результаты. Администрация города Пензы смогла найти решение этого вопроса. 
     В результате 5 октября 2007 года состоялось открытие детского сада на 229 мест, оснащенного современной бытовой инфраструктурой и детскими игровыми площадками.
     К сожалению, в связи с отсутствием должного финансирования 15 наказов остались невыполненными. Депутатам Законодательного Собрания Пензенской области четвертого созыва было предложено учесть данные наказы в своей работе, а главам соответствующих администраций при содействии Правительства Пензенской области принять дополнительные меры по их исполнению.
     Учитывая, что работа с наказами избирателей является одним из главных показателей эффективности депутатской деятельности, дает ощутимые результаты, представляется исключительно целесообразным продолжить ее с учетом новых условий осуществления депутатских полномочий. Нет сомнений, что депутатами нового созыва Законодательного Собрания идея правового закрепления и регулирования реализации наказов избирателей будет также востребована.

Деятельность депутатов Законодательного Собрания по обеспечению правового регулирования в сфере местного самоуправления

     В 2007 году была продолжена работа по формированию правовой базы Пензенской области в сфере местного самоуправления. Всего депутатами Законодательного Собрания принято 15 законов Пензенской области, затрагивающих различные аспекты функционирования структур местного самоуправления. 
     В прошедшем году продолжалось формирование законодательства, направленного на повышение заинтересованности муниципальных образований в развитии собственной доходной базы. Осуществлен комплекс мероприятий по установлению стабильных единых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты сверх уровня, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации.
     Законом Пензенской области «О внесении изменений в статью 10 Закона Пензенской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области» и Закон Пензенской области «О межбюджетных отношениях в Пензенской области» в бюджеты муниципальных районов и городских округов дополнительно передан налог на доходы физических лиц по единому нормативу отчислений — 2 процента консолидированного бюджета области. По оценке поступлений за 2007 год сумма переданного налога составляет более 100 млн. рублей. Кроме того, показатель «Оценка платежеспособности бюджетов муниципальных образований и качества управления муниципальными финансами» включен в перечень показателей, используемых при начислении и перечислении дотаций, выплачиваемых в зависимости от выполнения показателей социально-экономического развития.
     Предусмотрено также, что начиная с 2008 года в бюджеты муниципальных районов и городских округов передается по единым нормативам отчислений ряд доходов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах в бюджет Пензенской области. Среди них, в частности, налог на прибыль организаций по нормативу 10 процентов, налоги, взимаемые в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 30 процентов, единый сельскохозяйственный налог по нормативу 30 процентов, налог на имущество организаций по нормативу 10 процентов и некоторые другие.
     Общая сумма передаваемых налогов по прогнозу на 2008 год составит около 650 млн. рублей, в 2009 году — более 700 млн. рублей, в 2010 году — более 760 млн. рублей.
     Законом Пензенской области «О региональном фонде софинансирования социальных расходов» утверждены методика распределения субсидий из этого фонда, в рамках которой производится перераспределение средств с учетом региональных стандартов, и порядок предоставления субсидий из регионального фонда муниципального развития Пензенской области.
     Кроме того, Законом Пензенской области утвержден порядок формирования, распределения и расходования средств фонда муниципального развития Пензенской области. В расходной части бюджета Пензенской области на 2007 год фонд муниципального развития образован в размере 50 млн. рублей.
     В целях обеспечения формирования достаточной доходной базы местного бюджета считаем целесообразным законодательно, посредством внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, установить, что штрафные суммы, взысканные уполномоченными органами в связи с совершением правонарушения на территории поселения, зачисляются в местный бюджет поселения.
     В целях повышения информированности общества, прозрачности межбюджетных отношений, формирования конкурентной среды между муниципальными образованиями создана система мониторинга качества управления муниципальными финансами и платежеспособности бюджетов муниципальных образований.
     Продолжено законодательное регулирование в рамках, установленных федеральным законодательством, отдельных вопросов организации деятельности органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих.
     В связи с вступлением в силу Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» подготовлен и принят в новой редакции Закон Пензенской области «О муниципальной службе в Пензенской области».
     Законом установлены реестр должностей муниципальной службы, основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы, порядок аттестации, оплаты труда муниципального служащего и т.д.
     В Закон Пензенской области «О предельных нормативах оплаты труда депутатов представительных органов муниципальных образований, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований Пензенской области» за текущий период четыре раза вносились изменения.
     На основании указов Президента Российской Федерации дважды повышались предельные размеры должностных окладов и ежемесячной квалификационной доплаты к должностным окладам муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления.
     В соответствии с действующим федеральным законодательством определены предельные нормативы оплаты труда работников муниципальных учреждений. Установлен уровень оплаты труда работников учреждений высокодотационных муниципальных образований не выше уровня заработной платы работников государственных учреждений. Это позволило устранить пробел в законодательстве Пензенской области и нарушение норм статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
     В ноябре 2007 года принят Закон Пензенской области «О предельных нормативах оплаты труда муниципальных служащих в муниципальных образованиях Пензенской области, которым предоставляются дотации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности», устанавливающий с 1 января 2008 года предельные нормативы оплаты труда только в отношении муниципальных служащих соответствующих муниципальных образований. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в муниципальных образованиях, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов превышает 10 процентов от собственных доходов, нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления устанавливаются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
     В целях приведения наименования и отдельных положений в соответствие с действующим законодательством Пензенской области внесены изменения в Закон Пензенской области «Об административных комиссиях в Пензенской области и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пензенской области», целью которых стало уточнение отдельных положений, а также изменение методики перераспределения субвенций, поступающих из федерального бюджета в бюджет Пензенской области для осуществления государственных полномочий по регистрации актов гражданского состояния. Это позволит с учетом сложившейся структуры органов ЗАГС Пензенской области более объективно распределять указанные средства, а также повысить качество государственных услуг, предоставляемых значительной части населения. Новый механизм распределения субвенций согласован с Росрегистрацией, которая является контрольно-надзорным органом в данной сфере.
     Трижды вносились изменения в Закон Пензенской области «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния».
     Принято решение о наделении органов местного самоуправления Пензенской области с 1 января 2008 года отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству, а также по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в сфере социальной поддержки населения.
     Внесены уточнения в методику расчета размера субвенций бюджетам муниципальных образований из бюджета Пензенской области для осуществления государственных полномочий Пензенской области в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями по договорам социального найма.
     В прошедшем году совершенствовались формы государственной поддержки местного самоуправления. Изменения, внесенные в программу государственной поддержки развития муниципальных образований Пензенской области в 2006–2008 годах, направлены на дополнительное выделение средств, а также уточнение мероприятий, проводимых в рамках программы.
     Одним из способов укрепления местного самоуправления является подготовка квалифицированных кадров для работы в органах местного самоуправления. На основании рекомендаций Правительства Российской Федерации по инициативе Губернатора области в действующую программу внесены изменения в части финансирования организации межмуниципальных методических центров подготовки кадров в районах области. Законом области созданы межмуниципальные центры в городах Пензе, Кузнецке, Нижнем Ломове и Сердобске, которые при выполнении поставленных задач будут взаимодействовать с филиалами Пензенского государственного университета. Выделенные средства позволят создать необходимые условия для дистанционного обучения муниципальных служащих с использованием новейшего компьютерного оборудования. 
     В целях увеличения в 2007 году объемов финансирования за счет средств федерального бюджета в размере одного миллиона рублей внесены изменения в областную целевую программу «Информатизация исполнительных органов государственной власти Пензенской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области (2007–2010 годы)».
     В связи со значительным увеличением парка обслуживаемого компьютерного, телекоммуникационного оборудования возросло количество компьютерных сетей, подлежащих обслуживанию. В связи с этим Законом перераспределена часть средств, выделенных на реализацию программы в 2007–2008 годах, и увеличено финансирование в 2009–2010 годах.
     Закон Пензенской области «О предоставлении субвенций бюджетам поселений и городских округов Пензенской области на финансирование расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» приведен в соответствие с действующим федеральным законодательством в части разделения выделяемых средств на непосредственное финансирование полномочий и финансирование организации самих полномочий.
     В связи с преобразованием муниципальных образований — города Каменки и города Сердобска путем лишения их статуса городского округа и наделения статусом городского поселения внесены изменения в Закон Пензенской области «О некоторых вопросах, связанных с реализацией в Пензенской области Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
     Следует констатировать, что трудности, с которыми встречаются органы местного самоуправления при реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и которые отмечены в докладах 2005 и 2006 годов, остаются актуальными и сегодня.
     Органам местного самоуправления приходится постоянно встречаться с недостатком законодательного регулирования, связанным с нечеткостью формулирования вопросов местного значения, что не позволяет однозначно разграничивать их между органами местного самоуправления и органами государственной власти, а также между органами местного самоуправления разных типов муниципальных образований, прежде всего между муниципальным районом и входящими в его состав поселениями.
     Отнесение того или иного вопроса к вопросам местного значения означает не право, а обязанность органов местного самоуправления решать их, причем за счет местного бюджета. Однако продолжается практика увеличения количества вопросов местного значения без соответствующего финансово-экономического обеспечения, без внесения в бюджетное и налоговое законодательство Российской Федерации соответствующих поправок, позволяющих увеличить доходы местных бюджетов, что приводит к проблемам в решении этих вопросов.
     Необходимо расширить помощь, оказываемую органам местного самоуправления, прежде всего в улучшении качества муниципальных правовых актов. Это тем более актуально, что в соответствии с федеральным законом с 1 января 2009 года субъектам Российской Федерации предстоит вести регистр нормативных правовых актов муниципальных образований.



Возврат к списку