Справочно-правовая информация

О состоянии законодательства в Пензенской области (2007 год)

О работе депутатских фракций в Законодательном Собрании

     В Законодательном Собрании Пензенской области третьего созыва были созданы три фракции: «Единая Россия», «Голос избирателя» и «СПС».
     Наиболее многочисленной (26 депутатов), влиятельной и активно работающей была фракция «Единая Россия», организовавшая проведение 34 своих заседаний и рассмотревшая свыше 60 различных вопросов.
     Члены фракции приняли непосредственное участие в планировании работы Законодательного Собрания, обсуждении комплекса актуальных и жизненно важных законопроектов, контрольных вопросов, неоднократно обращались в федеральные органы государственной власти при возникновении проблемных ситуаций, связанных с лекарственным обеспечением льготников, качеством лекарственных средств, ремонтом и содержанием автомобильных дорог, поддержкой сельскохозяйственных товаропроизводителей и других.
     Фракция «Единая Россия» постоянное внимание уделяла социальной сфере, работе учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта. Члены фракции оказали конкретную практическую помощь в ремонте здания Беднодемьяновского (ныне — Спасского) детского дома № 2. Депутаты приобрели для его воспитанников мягкую мебель, домашний кинотеатр, телевизоры, музыкальный центр, современные спортивные снаряды, тренажер, добились дополнительного выделения этому детскому дому 2 млн. рублей бюджетных средств.

Депутатский контроль за исполнением законов Пензенской области, иных нормативных правовых актов

     В законотворческой деятельности Законодательного Собрания Пензенской области планом работы на 2007 год было предусмотрено рассмотрение 44 вопросов. Все вопросы рассмотрены. Дополнительно принято свыше 150 законов Пензенской области.
     В Законодательном Собрании Пензенской области контроль исполнения законодательных и иных актов поставлен на плановую основу, рассмотрение контрольных вопросов предусматривается в ежегодных планах работы Законодательного Собрания, его постоянных комиссий.
     В результате наблюдается тенденция как увеличения количества рассмотренных контрольных вопросов, так и повышения качества этого процесса. В 2007 году на сессиях Законодательного Собрания рассмотрены вопросы: 
     О ходе исполнения Закона Пензенской области «Об областной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года» (в рамках реализации национального проекта «Здоровье»);
     О ходе исполнения постановлений Законодательного Собрания Пензенской области о введении специального курса «Пенсионное обеспечение в Российской Федерации» в образовательных учреждениях Пензенской области;
     О ходе исполнения Закона Пензенской области «О концепции демографического развития Пензенской области до 2010 года».
     Помимо указанных вопросов также рассмотрен вопрос «О ходе строительства объектов тепличного хозяйства на территории Пензенской области».
     Все рассмотренные вопросы имеют большую общественную значимость, регулируют правоотношения в сферах, где обстановка продолжает оставаться тревожной. Тот факт, что в ряде случаев рассматриваемые вопросы подкрепляются видеоматериалами, придает их обсуждению острый, заинтересованный характер, позволяет глубоко проанализировать сложившуюся проблему.
     Мониторинг реализации национальных проектов в Пензенской области показал, что многие имеющиеся проблемы разрешимы на федеральном уровне, например обеспечение жильем ветеранов, инвалидов за счет средств федерального бюджета. Решение этого вопроса сдерживается из-за несовершенства федерального законодательства. Депутаты Законодательного Собрания Пензенской области поддержали ряд субъектов Российской Федерации, внесших конкретные предложения по изменению правового регулирования в этой сфере.
     Мониторинг законодательства проводится депутатами не только на сессиях Законодательного Собрания. Контроль за выполнением законодательных и иных правовых актов осуществляют, прежде всего, постоянные депутатские комиссии и депутатские комиссии по контролю за реализацией на территории Пензенской области приоритетных национальных проектов, прежде всего за эффективным использованием финансовых средств, выделенных Пензенской области.
     Например, депутатами-аграриями были проведены три выездных заседания (в СПК «Кургановский» Каменского района, в СПК «Югра» Пензенского района, на базе ГУП «Тепличный» г. Пензы). На данных выездных заседаниях депутаты знакомились с работой сельскохозяйственной техники, приобретенной по областной программе «Создание сети машинно-технологических станций», проверялось использование оборудования, закупленного на средства областного бюджета по областной программе «Социальное развитие села», а также использование выделяемых из бюджета области средств на развитие рыбного хозяйства на территории области и выполнение ряда других положений.
     При осуществлении контроля за ходом реформирования ЖКХ Пензенской области в части изменения системы управления жилищным фондом в рамках депутатской комиссии Законодательного Собрания по контролю за реализацией на территории Пензенской области приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» созданы две рабочие группы:
     - по подготовке к рассмотрению Законодательным Собранием Пензенской области вопроса «О ходе реализации на территории Пензенской области приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное
жилье — гражданам России»;
     - по подготовке заседания «круглого стола» по актуальным проблемам модернизации жилищно-коммунального хозяйства как необходимого условия реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» на территории Пензенской области.
     Первый вопрос рассмотрен на сессии Законодательного Собрания, по итогам принято развернутое постановление. 
     Заседание «круглого стола» по актуальным проблемам модернизации жилищно-коммунального хозяйства как необходимого условия реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» на территории Пензенской области состоялось в апреле 2007 года. По его итогам подготовлены рекомендации в адрес федеральных органов власти, многие из которых были учтены при подготовке рекомендаций парламентских слушаниях на тему «О правоприменительной практике и совершенствовании законодательства в области реформирования жилищно-коммунального хозяйства», которые состоялись в Москве в апреле 2007 года. Кроме того, было подготовлено обращение к федеральным органам власти с просьбой рассмотреть вопрос об установлении административной ответственности за нарушение должностными лицами органов местного самоуправления сроков оформления документов, необходимых для осуществления строительства.
     В ходе командировок в муниципальные образования депутатами и сотрудниками аппарата Законодательного Собрания оказывалась методическая и практическая помощь как представительным органам, так и местным администрациям, соответствующим должностным лицам. В частности, с участием представителей Законодательного Собрания рассмотрены вопросы по реализации подпрограммы «Развитие радиовещания» в рамках контроля за исполнением Закона Пензенской области «Об областной целевой программе «Развитие телекоммуникационных сетей и радиовещания в сельской местности» на период до 2010 года в Сердобском, Бессоновском, Пачелмском, Мокшанском, Вадинском районах. По итогам изучения проблем, связанных с реализацией указанного Закона, подготовлены рекомендации, которые были направлены в Правительство Пензенской области.
     Проведена соответствующая разъяснительная работа по Закону Пензенской области «О границах муниципальных образований Пензенской области» в ходе подготовки вопроса об упразднении населенных пунктов Победа, Светлополянское лесничество и Камыши-Хвощи. Дан ответ на запрос Собрания представителей Мокшанского района по вопросу применения выплат и надбавок за квалификационный разряд муниципальным служащим. Неоднократно с выездом на место рассматривался ход реализации наказов избирателей.
     На выездном заседании постоянной комиссии по законодательству и вопросам права, проходившем на территории федерального государственного учреждения «Комбинат «Утес» заслушивался отчет о ходе выполнения постановлений Законодательного Собрания Пензенской области, направленных на обеспечение безопасности граждан, организаций и объектов жизнеобеспечения на территории Пензенской области от террористической деятельности. В результате был скорректирован перечень объектов на территории Пензенской области, требующих повышенной защищенности и антитеррористической устойчивости.
     На необходимость осуществления постоянного, планомерного, многостороннего депутатского контроля за исполнением законов области, других нормативных правовых актов органов государственной власти обращалось внимание в докладе о состоянии законодательства области в 2006 году.
     Вместе с тем, состояние контроля выявило и имеющиеся резервы, использование которых продолжает оставаться актуальным и сегодня.
     Недостаточно разработать законопроект и принять актуальный закон, важно предусмотреть действенный механизм его реализации, а также последствия его применения.
     В этой связи необходимо рекомендовать Правительству области либо соответствующей постоянной комиссии Законодательного Собрания разрабатывать план мероприятий по реализации конкретного закона.
Необходимо продолжить практику проведения контрольных мероприятий Счетной палатой Пензенской области с рассмотрением итогов таких проверок на сессиях и заседаниях постоянных комиссий Законодательного Собрания. Особое внимание при этом следует обратить на полноту использования средств бюджета области, направленных на реализацию принятых областных программ.
     Приданию большей эффективности мониторингу законодательства области должны способствовать Общественная палата Пензенской области, а также Экспертный общественный совет, созданный в соответствии с Законом Пензенской области «О публичной независимой экспертизе проектов законов Пензенской области в сфере бюджетного и налогового законодательства».
     Кроме того, за отдельными законами предлагается установить персональный контроль со стороны депутатов и сотрудников аппарата Законодательного Собрания с изучением результатов их исполнения как в целом по области, так и в конкретных избирательных округах.
     На наш взгляд, подобный подход к одному из важнейших направлений в сфере законотворчества в комплексе с постоянным мониторингом послужит хорошей основой для поддержания правового поля Пензенской области в актуальном состоянии, способном эффективно регулировать правоотношения, связанные с социально-экономическим развитием региона.

Взаимоотношения при организации законотворческой деятельности с Советом Федерации, Государственной Думой, Советом законодателей, законодательными органами субъектов Российской Федерации, средствами массовой информации

     В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Они вправе вносить в Государственную Думу любые законопроекты, в том числе по вопросам, не связанным с компетенцией их органов государственной власти. Наряду с этим субъекты Российской Федерации могут отстаивать свои интересы в Федеральном Собрании через своих представителей в Совете Федерации — членов Совета Федерации, также обладающих правом законодательной инициативы.
     В прошедшем периоде новый импульс получило сотрудничество как с федеральным законодателем в рамках Совета законодателей России, так и в рамках межрегионального сотрудничества. 
     В 2007 году Законодательным Собранием Пензенской области внесено на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы семь проектов федеральных законов, из которых два стали федеральными законами: «О создании Спасского районного суда Пензенской области и об упразднении Беднодемьяновского районного суда Пензенской области» и «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» (об увеличении установленного числа мировых судей и количества судебных участков в Пензенской области).
     В настоящее время находятся на рассмотрении Государственной Думы пять проектов федеральных законов, внесенных Законодательным Собранием в порядке законодательной инициативы:
     проект федерального закона № 445308-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (о повышении размеров тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции);
     проект федерального закона № 453508-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» (о введении классных чинов для муниципальных служащих);
     проект федерального закона № 468309-4 «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в части уточнения порядка совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения);
     проект федерального закона № 479169-4 «О внесении изменения в статью 62 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год».
     В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года поднят вопрос о разработке и принятии долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан. В целях совершенствования законодательного обеспечения этой стратегической задачи депутаты Законодательного Собрания выступили в Государственной Думе с законодательной инициативой о внесении изменений в пункт 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с целью освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость работ, выполняемых в период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, включенных в соответствующие федеральные программы.
     Реализация указанной законодательной инициативы должна содействовать решению жилищной проблемы и наведению порядка в строительной отрасли.
     К сожалению, продолжают иметь место трудности с продвижением законодательных инициатив через федеральные органы, прежде всего, через Государственную Думу. Очевидно, что регламентные нормы Государственной Думы и Совета Федерации по существу выходят за рамки процедурных положений и оказывают существенное влияние на природу реализации права законодательной инициативы, что воспринимается негативно во многих субъектах Российской Федерации, в том числе и в Пензенской области. В связи с этим последними высказываются предложения о регламентации законодательного процесса и закреплении федеральным законом порядка принятия федеральных конституционных и федеральных законов.
     Установленный Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» порядок предварительного, до первого чтения, выявления позиций субъектов Российской Федерации на деле превратился в формальный подсчет отзывов региональных органов государственной власти.
     Процедуры рассмотрения законопроекта по предмету совместного ведения нуждаются в конкретизации на всех стадиях законодательного процесса. В частности, Регламент Государственной Думы необходимо дополнить положением, обязывающим работников Аппарата Государственной Думы заранее информировать инициаторов законопроектов и авторов поправок о дате и месте их рассмотрения на заседаниях Совета Государственной Думы, а также профильных комитетов и комиссий.
     Между тем является незаменимой роль субъектов Российской Федерации в преодолении трудностей правоприменительной практики, вызванных пробелами в правовом регулировании, неоднозначностью формулировок и коллизиями правовых норм, ведь именно в субъектах Российской Федерации, на местах, идет реальное правоприменение, и на этом уровне должен осуществляться основной мониторинг законодательства. В настоящее время этот потенциал не востребован ввиду отсутствия механизма корректировки федерального законодательства посредством консолидации законодательных предложений законодательных органов субъектов Российской Федерации.
     Существенными для субъектов Российской Федерации являются законопроекты, предусматривающие внесение изменений в действующие законы в целях разрешения компетенционных коллизий между уровнями власти, возникающих в связи с интенсивно проходящим процессом разграничения полномочий.
     В 2007 году Законодательным Собранием Пензенской области принято два обращения к федеральным органам власти.
     Обращение Законодательного Собрания Пензенской области к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, принятое постановлением Законодательного Собрания Пензенской области от 24 мая 2007 года вызвано необходимостью установления административной ответственности за нарушение порядка и сроков подготовки исходно-разрешительной документации, связанной с предоставлением земельных участков для строительства.
     Депутатами получен ответ на указанное обращение из Министерства регионального развития Российской Федерации, суть которого заключается в том, что в случае рассмотрения такого вопроса предложение Законодательного Собрания Пензенской области об установлении административной ответственности должностных лиц за нарушение отдельных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации будет поддержано Минрегионом России.
     Направлено также обращение Законодательного Собрания Пензенской области к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, принятое постановлением Законодательного Собрания Пензенской области, связанное с необходимостью принятия ряда нормативных актов, направленных на усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом, незаконным производством и распространением спиртных напитков, установление государственной монополии на производство и реализацию алкогольной продукции, усиление мер ответственности за продажу спиртных напитков несовершеннолетним; в обращении также предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности возвращения к системе лечебно-трудовых профилакториев.
     На указанное обращение получен ответ из Министерства финансов Российской Федерации, в котором содержится разъяснение позиции Министерства по указанному вопросу.
     В 2007 году депутаты Законодательного Собрания Пензенской области третьего созыва продолжали осуществлять тесное взаимодействие с Федеральным Собранием Российской Федерации, Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, представительством Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, другими субъектами России, территориальными структурами федеральных органов власти, Губернатором и Правительством области, областными министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, общественными организациями, средствами массовой информации, гражданами.
     С целью использования опыта других регионов в сфере законотворчества в апреле 2007 года заключены Соглашения о сотрудничестве с Государственным Советом Чувашской Республики и Законодательным Собранием Кировской Области. В торжественной обстановке подписаны документы о сотрудничестве, обмене опытом с Государственным Советом Республики Татарстан, Государственным Собранием Республики Марий Эл, Государственным Советом Чувашской Республики. Делегации депутатов, сотрудников аппарата Законодательного Собрания Пензенской области для обмена опытом, знакомства с работой коллег выезжали в республики Татарстан, Марий Эл, в Ставропольский край, в Ульяновскую, Самарскую, Саратовскую области, города Нижний Новгород, Рязань, Ярославль.
     Мероприятия федерального значения сыграли положительную роль в развитии регионального законотворчества. Депутаты, работники аппарата Законодательного Собрания принимали участие в пленарных заседаниях Совета Федерации, выездных заседаниях комитетов Государственной Думы, парламентских слушаниях, организованных Федеральным Собранием Российской Федерации, российско-китайской конференции, проходившей в Москве, в семинаре-совещании посвященном работе средств массовой информации. География проведения данных мероприятий не ограничивалась столицей — сотрудники аппарата побывали у своих коллег в Тюмени, в Калининграде, городе Димитровграде Ульяновской области.
     В сурский край для обмена опытом приезжали делегации Государственного Совета Республики Татарстан, Государственного Собрания Республики Марий Эл, Государственного Собрания Республики Мордовия. На пензенской земле в селе Лермонтово, на базе музея-усадьбы «Тарханы» в июле был проведен семинар-совещание депутатов членов Комитета по культуре Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и депутатов Законодательного Собрания Пензенской области. В октябре в рамках проведения в Пензенской области первого инвестиционного форума проведен прием официальной делегации членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
     Проводилась определенная работа совместно с представителями муниципальных органов власти Пензенской области. В марте 2007 года прошло заседание «круглого стола» по актуальным вопросам модернизации жилищно-коммунального хозяйства.
     Тесная связь налажена между Законодательным Собранием Пензенской области и высшими учебными заведениями страны. Среди них федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина», государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет», федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации», Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. На их базе прошли обучение по программе подготовки и переквалификации государственных служащих восемь работников аппарата Законодательного Собрания Пензенской области.
     В рабочей, конструктивной атмосфере складывались отношения с представителями средств массой информации. За сравнительно небольшой срок существования — один год сайт Законодательного Собрания Пензенской области завоевал популярность у пользователей Интернета. В 2007 году среди печатных и телевизионных СМИ был проведен конкурс на лучшее освещение деятельности Законодательного Собрания. Комиссия по подведению итогов конкурса, изучив представленные материалы, определила лучших журналистов. За мастерство, творческий подход к делу победители получили денежные премии, награды Законодательного Собрания Пензенской области.
     Во взаимодействии с исполнительной властью, органами местного самоуправления большая работа проведена депутатами непосредственно в избирательных округах, в результате которой гражданам оказана помощь в разрешении самых разных проблем. Добрым знаком их искренней признательности стали 160 поступивших в Законодательное Собрание благодарственных писем от граждан и организаций.



Возврат к списку