Справочно-правовая информация

О состоянии законодательства в Пензенской области (2008 год)

Законодательное обеспечение в сфере экономической политики, промышленного производства, предпринимательства

     2008 год ознаменовался крупными изменениями в сфере социально-экономической политики, которая была направлена на практическое решение важнейших задач модернизации экономики, развитие ее инфраструктуры, формирование инновационных факторов. Это в полной мере нашло отражение в законодательной деятельности, ее нацеленности на создание правового обеспечения стратегии экономического роста, повышения уровня жизни граждан.
     В результате номинальные денежные доходы населения Пензенской области выросли в октябре 2008 году на 24,1 процента по сравнению с октябрем 2007 года, реально располагаемые доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) — на 4,0 процента. Номинальная заработная плата, начисленная работникам за сентябрь 2008 года выросла по сравнению с сентябрем 2007 года на 36,6 процента. Это позволило увеличить покупательную способность населения на многие видов товаров, в том числе на рыбу свежую — на 4,7 процента, масло сливочное — на 2,8 процента, сахар — на 17,5 процента. 
     Во многом указанные результаты достигнуты благодаря успешной деятельности организаций всех форм собственности на территории Пензенской области, число которых возросло на 1 ноября 2008 года на 2,6 процента по сравнению с 2007 годом. Большинство из них работали устойчиво и обеспечили:
     1) рост инвестиций в основной капитал в 2008 году по сравнению с 2007 годом (в сопоставимых ценах) — более чем на 19,5 процента;
     2) рост объема отгруженных товаров собственного производства в 2008 году по сравнению с 2007 годом — более чем на 22 процента;
     3) рост сдачи в эксплуатацию жилья в 2008 году по сравнению с 2007 годом — более чем на 39,2 процента;
     4) рост розничного товарооборота в 2008 году по сравнению с 2007 годом — более чем на 14,1 процента;
     5) рост оборота общественного питания в 2008 году по сравнению с 2007 годом — более чем на 20,7 процента;
     6) рост объема платных услуг населению (в сопоставимых ценах) в 2008 году по сравнению с 2007 годом — на 5,5 процента;
     7) увеличение грузооборота в 2008 году по сравнению с 2007 годом — на 5,2 процента;
     8) увеличение пассажирооборота в 2008 году по сравнению с 2007 годом — на 11,8 процента.
     Всего в 2008 году депутатами Законодательного Собрания в сфере регулирования экономической политики принято 66 законов Пензенской области. 
     Начата активная реализация Закона «О стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)», который определяет в качестве приоритетных направлений повышение темпов экономического роста до уровня, превышающего среднероссийские показатели, рост благосостояния жителей региона и качества жизни. Для достижения указанных целей предполагается:
     1. Обеспечить опережающий рост в базовых секторах экономики Пензенской области (пищевая промышленность, машиностроение и приборостроение, а также целлюлозно-бумажное и химическое производство) и расширить их спектр за счет развития индустрии строительных материалов и комплекса глубокой переработки древесины.
     2. Создать долгосрочное конкурентное преимущество за счет перехода к эксплуатации ресурсов «нового портфеля» — мощный рынок труда и высокая современная квалификация, потенциал территории, развитый и емкий внутренний рынок, экономика знаний и прочее.
     3. Обеспечить высокое качество жизни и широкие возможности для личного профессионального роста каждого жителя Пензенской области путем формирования современной системы профессионального образования, проектов развития городов и городской среды, а также стимулирования развития других (помимо базового) секторов экономики региона.
     Это позволит конвертировать общие преимущества Пензенской области (расположение вблизи основных центров потребления, накопленный кадровый и производственный потенциал, хорошая обеспеченность базовыми инфраструктурами) в долгосрочные конкурентные преимущества.
     В случае реализации параметров активного варианта базового сценария развития Пензенской области с 2006 года по 2021 год в действующих ценах валовой региональный продукт должен увеличиться в 7,9 раза; промышленное производство — в 7,8 раза; производство продукции сельского хозяйства увеличится в 6,5 раза; среднедушевые доходы жителей Пензенской области возрастут более чем в 7 раз.
     В 2008 году началась реализация и целевой программы экономического и социального развития Пензенской области на 2008–2012 годы, финансирование которой предполагается в объеме более 256,4 млрд. рублей, в том числе:
     средства федерального бюджета на безвозвратной основе — более 44,8 млрд. рублей;
     средства бюджета Пензенской области — более 96,6 млрд. рублей;
     собственные средства предприятий — более 30,2 млрд. рублей;
     других источников финансирования — более 73,1 млрд. рублей.
     При этом предполагается направить:
     на повышение темпов роста и обеспечение конкурентоспособности экономики Пензенской области — более 86 млрд. рублей;
     на создание благоприятной для развития бизнеса среды — более 47 млрд. рублей;
     на содействие привлечению инвестиций в регион — более 26 млрд. рублей;
     на проведение кластерной политика и поддержку перспективных секторов экономики — более 20 млрд. рублей;
     на создание научно-технического сектора экономики — более 14,7 млрд. рублей;
     на капитализацию человеческого потенциала и достижение высокого уровня жизни населения — более 14,8 млрд. рублей;
     на модернизацию системы здравоохранения, развития сфер культуры, образования и спорта — более 13,2 млрд. рублей;
     на стабилизацию опорного каркаса расселения — более 175,5 млрд. рублей;
     на социальное развитие села — более 10 млрд. рублей;
     на инфраструктурное развитие и реформирование жилищно-коммунального комплекса — более 130 млрд. рублей;
     на развитие автодорожной сети Пензенской области — более 19,7 млрд. рублей;
     на капитальное строительство объектов, всего — более чем на 20,5 млрд. рублей, в том числе в системе образования — более чем на 700 млн. рублей, в системе здравоохранения — более чем на 4,7 млрд. рублей, в сфере культуры — более чем на 660 млн. рублей, коммунальном строительстве — более чем 6,8 млрд. рублей;
     на реформирование жилищно-коммунального хозяйства — более 111 млрд. рублей.
     Для обеспечения роста экономики необходимо задействовать новые, преимущественно инновационные и инвестиционные факторы.
     В прошедшем году трижды вносились изменения в Закон Пензенской области «Об областной целевой программе «О развитии инвестиционного потенциала Пензенской области (2007–2009 годы)». Целью этих изменений является обеспечение благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности на основе создания комплексной и эффективной системы реализации инвестиционных проектов, увеличение объемов инвестиций, привлекаемых в экономику Пензенской области путем предложения потенциальным инвесторам земельных участков, свободных производственных помещений, ресурсных площадок, обеспеченных современными инженерными коммуникациями. Задачами этого закона являются — проведение маркетинговых исследований возможного использования свободных и производственных площадок для предложения их потенциальным инвесторам, формирование положительного инвестиционного имиджа Пензенской области среди регионов Российской Федерации и за рубежом, развитие благоприятной бизнес-среды и повышения инвестиционной привлекательности отраслей, разработка технико-экономических обоснований приоритетных инвестиционных проектов и механизмов их реализации, совершенствование участия организаций и предприятий в международной проектной деятельности с целью поиска зарубежных партнеров.
     Изменения в Закон Пензенской области «О Программе стимулирования роста объемов промышленного производства, внедрения инноваций и технического перевооружения промышленности Пензенской области на 2005–2008 годы» продляют действие положительно зарекомендовавшей себя программы на 2009 и 2010 годы с объемом финансирования соответственно в 130 и 150 млн. рублей за счет средств бюджета Пензенской области. Целями Программы являются:
     увеличение объемов производства и реализации продукции участвующими в Программе предприятиями не менее чем на 8 процентов по отношению к аналогичному периоду предыдущего года в фактических ценах;
     увеличение совокупного объема платежей в бюджет Пензенской области участвующими в Программе предприятиями по отношению к аналогичному периоду предыдущего года в фактических суммах;
     привлечение финансовых средств промышленными предприятиями на техническое перевооружение и модернизацию производства, освоение новой конкурентоспособной продукции на сумму более 1,1 млрд. рублей в год;
     создание на предприятиях дополнительных рабочих мест (более 3 процентов от среднесписочной численности персонала на начало отчетного года).
     Законами предусмотрена финансовая поддержка предприятий промышленности, осуществляемая на конкурсной основе в виде предоставления субсидий за счет бюджета Пензенской области на возмещение части затрат:
     1) по уплате процентов по кредитам, полученным промышленными предприятиями на строительство новых, расширение, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение действующих производств, а также на внедрение в производство специализированного программного обеспечения;
     2) по лизинговым платежам промышленных предприятий (лизингополучателей) за оборудование, получаемое ими от российских лизинговых компаний (лизингодателей) по договорам финансовой аренды (лизинга);
     3) по уплате процентов по кредитам, полученным промышленными предприятиями на пополнение оборотных средств, в целях освоения новой конкурентоспособной продукции (включая товары народного потребления);
     4) по уплате процентов по кредитам, полученным промышленными предприятиями на пополнение оборотных средств, в целях значительного расширения объемов производства продукции и создание дополнительных рабочих мест.
     Продолжается работа по формированию инновационной привлекательности Пензенской области. В этой связи внесены изменения в закон Пензенской области «Об областной целевой программе «Развитие инновационной деятельности Пензенской области (2008–2010 годы)». Главной целью данной Программы является обеспечение дальнейшего развития инновационной деятельности как одного из основных приоритетов в экономическом развитии Пензенской области. Задачами Программы являются:
     4. Создание условий, обеспечивающих эффективность работы создаваемой в Пензенской области инновационной инфраструктуры, ее саморазвитие, координацию действий всех элементов, обеспечение ее работы как единого механизма.
     5. Формирование и отработка эффективных способов, методов и форм взаимодействия организаций инновационной инфраструктуры с различными секторами региональной экономики. Содействие скорейшему выведению завершенных инновационных разработок на рынок. Стимулирование спроса на высокие технологии в организациях Пензенской области. Развитие государственно-частного партнерства по инновационной деятельности, в том числе с крупными предприятиями, потенциальными инвесторами в развитие инновационных технологий.
     6. Развитие взаимодействия инновационного и банковского секторов экономики, в том числе в части финансирования и реализации особо рисковых (венчурных) проектов. Разработка механизмов минимизации рисков при финансировании и реализации инновационных проектов, в том числе за счет использования различных форм страховой защиты.
     7. Создание механизмов для продвижения производимой на территории Пензенской области наукоемкой инновационной продукции на рынки других регионов, а также ближнего и дальнего зарубежья. Маркетинговая поддержка инновационных проектов.
     8. Развитие благоприятной среды и законодательная поддержка инновационной деятельности. Создание условий для повышения престижа инновационной деятельности. Повышение устойчивости существующих малых инновационных предприятий и организаций. Активное содействие росту их количества. Совершенствование форм мониторинга развития инновационного сектора экономики. Развитие уровня инновационной культуры в регионе.
     9. Формирование кадрового потенциала для эффективного функционирования инновационной инфраструктуры, динамичного развития инновационной деятельности в регионе, вывода наукоемкой инновационной продукции на новые, в том числе международные, рынки. Осуществление информационной поддержки всех этапов процесса трансфера технологий.
     10. Создание условий для преобразования Пензенской области в территорию инновационного развития, способную обеспечивать благоприятные условия для производства инновационной продукции и услуг в целях повышения конкурентоспособности региона.
     Продолжена работа по обеспечению эффективного управления собственностью региона. В этих целях внесены изменения в Закон «Об управлении собственностью Пензенской области», предусматривающие создание автономных учреждений. Изменения в Закон «О Перечне имущественных объектов и прав на них, входящих в Залоговый фонд Пензенской области» предусматривают увеличение размера залогового фонда Пензенской области более чем на 27 млн. рублей.
     Целью внесенных изменений в Закон «Об утверждении Прогнозного плана (программы) приватизации имущества Пензенской области на 2008 год и основных направлениях приватизации имущества Пензенской области на 2008–2010 годы» является правовое регулирование следующих направлений приватизации государственного имущества:
     приватизация имущества Пензенской области, не задействованного в обеспечении государственных функций (полномочий) Пензенской области;
     обеспечение поэтапного сокращения числа государственных унитарных предприятий Пензенской области;
     формирование дополнительных доходов бюджета Пензенской области (за 2008–2010 годы ожидаются поступления в размере 5,5 млн. рублей);
     Предприняты меры по укреплению материальной базы предприятий малого и среднего бизнеса. Законом «О Программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2006–2010 годы» предусматривается направить 100 млн. рублей на предоставление субвенций муниципальным районам для адресного товарного кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств через районные агентства поддержки малого предпринимательства.
     В прошедшем году Законодательное Собрание уделяло внимание формированию автодорожной сети Пензенской области, улучшению транспортного обслуживания населения. В законодательном порядке уточнен перечень автомобильных дорог, строительство и ремонт которых осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области, а также объем средств на строительство и реконструкцию автомобильных дорог увеличен на 140,1 млн. рублей. Принят Закон «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Пензенской области», направленный на установление правовых основ в сфере регулирования отношений по организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Пензенской области.
     В 2008 году депутаты Законодательного Собрания значительное внимание уделяли законодательному обеспечению укрепления предприятий строительной индустрии. Соответствующей целевой программой в качестве главных приоритетов определены:
     насыщение рынка Пензенской области широкой номенклатурой современных конкурентоспособных строительных материалов, изделий, конструкций;
     модернизация и техническое перевооружение производственной базы предприятий строительной индустрии;
     обеспечение снижения стоимости строительства и эксплуатационных затрат на содержание объектов;
     рациональное и эффективное использование минерально-сырьевых ресурсов, необходимых для социально-экономического развития Пензенской области.



Возврат к списку