Справочно-правовая информация

О состоянии законодательства в Пензенской области (2008 год)

Законодательное регулирование правоотношений в сфере бюджетной политики и налогообложения

     Основной задачей процесса экономических и политических преобразований в России и в Пензенской области является построение системы, основанной на принципе федерализма и четко определенных бюджетных отношений с целью внедрения эффективного порядка распределения полномочий, доходных и расходных обязательств между федеральным правительством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
     В бюджетной политике Пензенской области были определены стратегические ориентиры на среднесрочную перспективу — содействие социальному и экономическому развитию Пензенской области при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.
     Следование этим стратегическим ориентирам позволило существенно продвинуться в достижении определенных целей бюджетной политики — улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, повышения эффективности и прозрачности управления финансами.
     В этой сфере правового регулирования были реализованы меры по следующим направлениям.
     Осуществлен переход к формированию и утверждению бюджета Пензенской области на трехлетний период. При бюджетном планировании в формате «скользящей трехлетки» обеспечивается преемственность и предсказуемость бюджетной и налоговой политики в области, повышается обоснованность планирования бюджетных расходов, появляется возможность заключать государственные контракты на три года или на срок реализации долгосрочных целевых программ, что, в конечном счете, способствует эффективному использованию бюджетных средств.
     Законодательно были установлены нормы, направленные на повышение результативности бюджетных расходов.
     Разработаны и законодательно утверждены стандарты качества предоставления бюджетных услуг в сфере образования, культуры и искусства, здравоохранения, физической культуре и спорта, социального обслуживания, а также их оценочные показатели по нормам и значениям предельно допустимой доли отклонения от норматива.
     В качестве новых бюджетных инструментов введены долгосрочные ведомственные целевые программы, государственные и муниципальные задания, многолетние государственные и муниципальные контракты, упорядочены механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций, созданы предпосылки для развития новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг.
     Доля расходов, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов консолидированного бюджета Пензенской области в 2008 году составила 64,2 %, в 2009 году составит 66,4 %, в 2010 году — 66,6 %.
     Начиная с 2008 года, значительный объем расходов бюджета Пензенской области утвержден в форме ведомственных целевых программ (2008 год — 19357,1 млн. рублей, 2009 год — 19599,8 млн. рублей, 2010 год — 19699,1 млн. рублей).
     Долгосрочное бюджетное планирование стало реальным шагом на пути повышения эффективности расходов бюджета, выступая в тоже время сдерживающим фактором для их необоснованного роста.
     Формирование межбюджетных отношений в Пензенской области осуществляется в соответствии с законами Пензенской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области» и «О межбюджетных отношениях в Пензенской области», «О методиках распределения между муниципальными образованиями Пензенской области субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации, финансируемых за счет средств, поступающих из федерального бюджета».
     Для обеспечения функции государства по выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований и недопущения увеличения дифференциации в уровнях социально-экономического развития муниципальных образований в Пензенской области предусматриваются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
     Для стимулирования органов муниципальных образований Пензенской области в улучшении показателей социально-экономического развития в составе межбюджетных трансфертов предусматриваются дотации бюджетам муниципальных образований Пензенской области, распределение которых осуществляется на основе оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
     С целью оказания поддержки муниципальным образованиям Пензенской области в сокращении различий в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры предусматриваются субсидии местным бюджетам для развития общественной инфраструктуры муниципального значения.
     В составе расходов бюджета Пензенской области в целях финансового обеспечения государственных полномочий Пензенской, переданных для исполнения органам местного самоуправления, предусматриваются субвенции бюджетам муниципальных образований Пензенской области.
     Распределение субвенций производится между муниципальными образованиями, выполняющими переданные полномочия, по единым методикам, утвержденным законами Пензенской области.
     Главными целями налоговой политики являются: сохранение неизменного уровня налогового бремени при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы, а также унификация налоговых ставок, повышение эффективности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизация налоговых льгот и освобождений.
     Налоговое законодательство Пензенской области в настоящее время представлено следующими законами:
     «Об установлении и введении в действие на территории Пензенской области налога на имущество организаций»;
     «О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области».
     Ставка налога на имущество организаций установлена в Пензенской области в максимальном размере, определенном Налоговым кодексом Российской Федерации, — 2,2 процента. В целях развития инвестиционной деятельности предусмотрено предоставление льгот организациям, осуществляющим инвестиции в форме капитальных вложений в собственные производственные фонды.
     Транспортный налог на территории Пензенской области введен с 1 января 2003 года, при этом ставки налога были установлены в размерах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Согласно Закону Пензенской области «О внесении изменений Закон Пензенской области «О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области» с 1 января 2009 года предусмотрено увеличение ставок транспортного налога и доведение их до уровня, действующего в соседних с Пензенской областью регионах. При этом основной рост приходится на дорогостоящие транспортные средства с большой мощностью двигателя. Кроме того, для повышения собираемости данного налога и снижения задолженности по платежам в бюджет перенесен срок уплаты налога для физических лиц с 1 августа на 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     Нередки случаи, когда при наличии в субъекте Федерации хорошего природоресурсного потенциала регион является дотационным. Такое положение во многом определяется действием ряда факторов. Прежде всего, это объясняется тем, что федеральный центр перераспределил в свою пользу наиболее выгодные налоги, а субъектам Российской Федерации оставил те, что сложно собрать, такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, транспортный налог и тому подобные.
     Особое влияние на финансовое положение субъекта Федерации и его территорий оказывает централизация в федеральном бюджете налоговых доходов от хозяйственной деятельности, связанной с природопользованием. Как показывает практика, проведенное федеральным законодателем перераспределение расходных обязательств между федеральным, региональными и местными бюджетами в значительной степени увеличило нагрузку на бюджеты субъектов Федерации. Особо затратными полномочиями являются социальные обязательства. Таким образом, перераспределение финансовых потоков в пользу федерального центра и одновременное увеличение расходных обязательств субъектов Российской Федерации приводит к тому, что бюджетная свобода регионов постоянно снижается, они попадают во все большую зависимость от помощи центра.
     Поэтому депутаты Законодательного Собрания считают необходимой разумную децентрализацию финансов, закрепляющую право территорий на большую долю налогов. Кроме того, необходимо пересмотреть налоговое законодательство, которое позволяет интегрированным бизнес-структурам выводить налоги с территорий, где они фактически образуются. Данная мера также позволит соответствующим регионам наполнять бюджеты необходимыми доходами.
     В целях защиты интересов населения с 1 января 2008 года на территории Пензенской области запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов.

Законодательное обеспечение мер социальной поддержки населения, здравоохранения

     Продолжена работа по совершенствованию нормативной базы, направленной на социальную защиту населения Пензенской области. В этих целях внесены необходимые изменения в Закон Пензенской области «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния», связанные с передачей органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственных полномочий Российской Федерации по:
     приему документов для назначения ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ее назначение (перерасчет), подготовка платежных документов и ведение базы данных получателей ежемесячной денежной выплаты;
     приему документов для назначения ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», «Почетный донор СССР», в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 июня 1993 года № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов», ее назначение (перерасчет), подготовка платежных документов и ведение базы данных получателей ежегодной денежной выплаты;
     приему заявлений граждан на присвоение звания «Ветеран труда» и необходимых для этого документов, предварительное рассмотрение принятых от граждан заявлений, выдача удостоверений «Ветеран труда»; прием заявлений и документов на выдачу свидетельств о праве на меры социальной поддержки реабилитированным лицам, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, членам семей умерших Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы; 
     приему заявлений граждан и необходимых документов на оказание протезно-ортопедической помощи в соответствии с Законом Пензенской области «Об обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области, протезно-ортопедическими изделиями».
     Законом Пензенской области меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области, распространены еще на три категории граждан, которым будет оказываться помощь. К ним отнесены:
     нетрудоспособные лица, получающие пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеющие доход ниже величины прожиточного минимума, которые будут обеспечиваться бесплатными путевками в санаторно-оздоровительные организации;
     нетрудоспособные лица, имеющие доход ниже величины прожиточного минимума, и проживающие одиноко, и семьи, имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, которым независимо от формы собственности жилого помещения будет предоставляться ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50 процентов от величины регионального стандарта.
     С 1 января 2009 года Законом Пензенской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области» увеличен размер ежемесячной денежной выплаты:
     ветеранам труда и ветеранам военной службы до 250 рублей;
     лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, до 300 рублей.
     Закон Пензенской области «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, проживающих на территории Пензенской области» направлен на упрощение порядка предоставления субсидий отдельным категориям граждан на приобретение жилых помещений. 
     Законом Пензенской области утверждена областная целевая программа «Ветераны боевых действий» на 2009–2014 годы, основные мероприятия которой направлены на формирование целостной областной политики в отношении инвалидов и ветеранов боевых действий, членов их семей и семей погибших и умерших ветеранов боевых действий; создание областной межведомственной системы мер по оказанию адресной социальной помощи.
     В области продолжается реализация приоритетного национального проекта «Здоровье».
     В целях более эффективного использования ресурсов, повышения качества и доступности медицинской помощи, формирования устойчивой системы управления здравоохранения в Пензенской области были внесены необходимые изменения в законы Пензенской области «Об областной целевой программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2008–2012 годы)», «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», «Об областной целевой программе «Подготовка и привлечение медицинских кадров для Пензенского федерального центра сердечно-сосудистой хирургии» на 2008–2009 годы», «О защите населения от туберкулеза и о противотуберкулезной помощи» и другие. 
     В целях дальнейшего развития национального проекта концептуальными направлениями модернизации здравоохранения Пензенской области выбраны:
     усиление роли амбулаторно-поликлинического звена при оказании медицинской помощи с реструктуризацией стационарной медицинской помощи;
     развитие высокотехнологичной медицинской помощи и управление качеством медицинской помощи;
     оптимизация финансовых механизмов в здравоохранении;
     разработка и внедрение новых подходов к подготовке кадров.
     К 1 ноября 2008 года завершена поэтапная реструктуризация коечного фонда в соответствии с федеративными нормативами. В целях сохранения доступности стационарных видов медицинской помощи для населения муниципальных поселений на базе участковых больниц развернуты койки сестринского ухода. В рамках этого направления продолжено широкое внедрение медицинского обслуживания населения муниципальных районов преимущественно на базе центров (отделений) врачей общей практики. 
     Законом Пензенской области «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из бюджета Пензенской области» с 1 января 2008 года увеличен размер ежеквартальной выплаты врачам, провизорам, среднему медицинскому персоналу, главным акушерам, фармацевтам.
     В рамках концепции демографического развития до 2010 года разработаны и утверждены 10 целевых программ, решен ряд принципиально важных задач, связанных с совершенствованием службы родовспоможения, системы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья мужчин и женщин.
     Позитивные перемены стали возможны благодаря тому, что в ходе реализации национального проекта «Здоровье» у людей появилась потребность упреждать заболевания. Жители области стали больше заботиться о своем здоровье, о здоровье своих детей. В регионе созданы для этого все условия. Развернувшееся массовое строительство объектов физкультурно-оздоровительной инфраструктуры позволило значительно улучшить условия для занятий спортом. В областном центре, городах и районах области построено 42 физкультурно-оздоровительных комплекса. Недавно открылся еще один — «Семейный». На его территории размещены 25 теннисных кортов, шесть площадок для пляжного волейбола, три поля для пляжного футбола, два поля для мини-футбола. 
     В целях массового вовлечения населения области в занятия спортом приняты законы «О физической культуре и спорте в Пензенской области», «Об областной целевой программе «Развитие спорта в Пензенской области (2007–2012 годы)». 
     В настоящее время более 14 тысяч детей посещают спортивные секции. В 43 физкультурно-оздоровительных комплексах занимаются спортом более 10 тысяч детей. 
     Предпринимаемые меры позволяют успешно решать утвержденную Президентом Российской Федерации концепцию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, главным приоритетом которой является сокращение заболеваемости и смертности населения. В Пензенской области по сравнению с 2005 годом в пять раз возросла рождаемость на фоне естественной убыли населения.
     Депутаты Законодательного Собрания активно участвуют в формировании федерального законодательства в сфере социальной защиты населения. 
     6 февраля 2008 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона № 445308-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (о повышении размеров тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции), внесенный Законодательным Собранием Пензенской области.
     В целях проявления дальнейшей заботы о старшем поколении, вынесшем на своих плечах все тяготы и лишения военного лихолетья 1941–1945 годов, обеспечения еще большего единства и сплоченности всех народов, населяющих Российскую Федерацию, во имя прогресса и укрепления могущества нашего Отечества депутаты Законодательного Собрания обратились к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву с предложением объявить 2010 год Годом ветеранов Великой Отечественной войны. 
     В связи с неоднократными обращениями граждан депутаты Законодательного Собрания обратились в Государственную Думу с просьбой внести необходимые изменения в действующее законодательство с тем, чтобы инвалиды Великой Отечественной войны при наличии медицинских показаний смогли встать на учет на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств или соответствующей компенсации.



Возврат к списку