Справочно-правовая информация

О состоянии законодательства в Пензенской области (2010 год)

Введение

     Законодательное Собрание Пензенской области представляет доклад «О состоянии законодательства в Пензенской области (2010 год)» в рамках ежегодного подведения итогов законотворческой деятельности Законодательного Собрания Пензенской области. Доклад базируется на преемственности основных идей и положений докладов Законодательного Собрания 2005–2009 годов.
     Подготовка ежегодных докладов становится формой анализа исполнения федерального и регионального законодательства, важным фактором обеспечения его системности, научной и теоретической основой его развития. Это необходимо делать для того, чтобы выявить пробелы и противоречия в законодательстве, определить формы жизнедеятельности, нуждающиеся в более пристальном внимании со стороны депутатов, наметить пути устранения выявленных недостатков. 
     Структура доклада 2010 года повторяет структуру прежних докладов Законодательного Собрания Пензенской области. В нем представлен анализ принятых в 2010 году законов и внесенных изменений в действующие законы по направлениям законодательной деятельности постоянных комиссий Законодательного Собрания. В докладе представлены также сведения о проведенных за прошедший год депутатских слушаниях и иных мероприятиях.
     Доклад построен таким образом, что позволяет отметить не только актуальность и значимость принятых нормативных правовых актов, но и конструктивную критику, конкретные предложения по улучшению законодательной и правоприменительной деятельности, что должно существенным образом отразиться на определении путей дальнейшего развития законотворческой деятельности в Пензенской области.
     Доклад является комплексным изложение результатов деятельности Законодательного Собрания Пензенской области за 2010 год и раскрывает концептуальные подходы к законодательному обеспечению наиболее важных направлений внутренней политики Пензенской области, ее комплексного социально-экономического развития, заложенных в одноименной целевой программе, созданию эффективного механизма регионального нормотворчества.
     В докладе исследуются особенности законодательной и правоприменительной деятельности в Пензенской области; выявляются проблемы, связанные с проведением экспертизы законопроектов, с точки зрения политико-правовых, социально-экономических, криминологических и иных последствий их принятия.
     Перечень всех действующих на сегодняшний день законов Пензенской области значителен. Он охватывает практически все сферы общественной жизни, регулируемые на региональном уровне. В частности, наметилась устойчивая тенденция своевременного правового обеспечения приоритетов государственной политики, определяемой главой государства в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию. В 2010 году она проявилась в принятых законах в сферах государственного строительства, социальной политики, инвестиционной стратегии, реформирования жилищно-коммунального комплекса.
     Перечень принятых в 2010 году законов области приведен в приложении 1 к докладу.
     Определенное место в докладе уделено оценке результативности принятых ранее выводов и рекомендаций. В этой связи еще раз подчеркивается, что большинство проблем в сфере законотворчества порождается недостаточно продуманной организацией данного процесса.
     Ежегодная оценка законотворческой и правоприменительной деятельности позволяет законодателю и правоприменителю объективно оценивать результаты своей работы, намечать пути ее совершенствования.

Законодательное обеспечение в сфере экономического развития

     Решения, принимаемые органами управления, зачастую дают видимые результаты только по истечении определенного промежутка времени.
     Это относится и к деятельности органов государственной власти Пензенской области. Решения, в том числе и законы, принятые Законодательным Собранием в предыдущие годы, во многом определяют динамику социально-экономического развития Пензенской области в настоящее время.
     Рассматривая уровень жизни населения как обобщающую характеристику деятельности органов управления, в том числе и качества принимаемых законов и обеспечения контроля за их исполнением, можно отметить следующее.
     Номинальные денежные доходы населения Пензенской области выросли в декабре 2010 году на 6,8 процента по сравнению с декабрем 2009 года. Во многом это вызвано ростом заработной платы в Пензенской области. Номинальная заработная плата, начисленная работникам за декабрь 2010 года, выросла по сравнению с декабрем 2009 года на 11,1 процента.
     Возросший уровень доходов населения является одним из факторов, который во многом определил улучшение демографической обстановки в Пензенской области. 
     В свою очередь рост уровня доходов населения во многом обусловлен результатами работы возросшего на 5,4 процента количества организаций всех форм собственности на территории Пензенской области, большинство из которых устойчиво работали и обеспечили:
     объем инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования) в 2010 году к 2009 году увеличился на 0,8 процента;
     увеличение индекса объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в 2010 году по сравнению с 2009 годом более чем на 12,5 процента;
     строительство жилых домов и сдачу их в эксплуатацию в 2010 году площадью 624,1 тыс. кв. метров площади (по сравнению с 2009 годом рост на 2,3 процента);
     рост оборота розничной торговли по продаже потребительских товаров в товарной массе в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 3,2 процента;
     рост оборота общественного питания в 2010 году по сравнению с 2009 годом более чем на 9,5 процента.
     В 2010 году работа депутатов Законодательного Собрания была направлена на поддержание стабильности в регионе путем подготовки соответствующих законопроектов и контроля за исполнением принятых законов Пензенской области.
     В общей сложности в 2010 году рассмотрено более 90 вопросов, относящихся к сфере экономического развития области. К наиболее важным можно отнести следующие законы Пензенской области:
     законы Пензенской области «Об утверждении Прогнозного плана (программы) приватизации имущества Пензенской области на 2010 год и основных направлений приватизации имущества Пензенской области на 2010–2012 годы» и «О внесении изменений в Закон Пензенской области «Об утверждении Прогнозного плана (программы) приватизации имущества Пензенской области на 2010 год и основных направлениях приватизации имущества Пензенской области на 2010–2012 годы», в соответствии с которыми основными задачами приватизации имущества Пензенской области в 2010–2012 годах являются:
     приватизация имущества Пензенской области, не задействованного в обеспечении государственных функций (полномочий) Пензенской области;
     обеспечение поэтапного сокращения числа государственных унитарных предприятий Пензенской области;
     увеличение доходов бюджета Пензенской области.
     В 2010 году продолжалась реализация Закона Пензенской области от 10 октября 2007 года № 1369-ЗПО «О программе экономического и социального развития Пензенской области на 2008–2012 годы», которым установлены целевые ориентиры для развития Пензенской области и прежде всего объемы и источники финансирования. Предполагается, что в целом объем финансирования за 2008–2012 годы составит более 256,4 млрд. рублей, в том числе:
     средства федерального бюджета на безвозвратной основе — более 44,8 млрд. рублей;
     средства бюджета Пензенской области — более 96,6 млрд. рублей;
     собственные средства предприятий — более 30,2 млрд. рублей;
     других источников финансирования — более 73,1 млрд. рублей.
     При этом предполагается направить:
     на повышение темпов роста и обеспечение конкурентоспособности экономики Пензенской области — более 86 млрд. рублей;
     на создание благоприятной для развития бизнеса среды — более 47 млрд. рублей;
     на содействие привлечению инвестиций в регион — более 26 млрд. рублей;
     на проведение кластерной политики и поддержку перспективных секторов экономики — более 20 млрд. рублей;
     на реализацию целевой программы «Государственная поддержка и развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2008–2010 годы» — более 3,2 млрд. рублей;
     на реализацию целевой областной программы «Развитие птицеводства в Пензенской области на период до 2010 года» — более 3,2 млрд. рублей;
     на развитие кластера приборостроения и машиностроения, развитие оборонно-промышленного комплекса — более 2,1 млрд. рублей;
     на развитие перспективных секторов экономики — более 3,3 млрд. рублей;
     на создание научно-технического сектора экономики — более 14,7 млрд. рублей;
     на реализацию мероприятий инновационного развития — более 9,1 млрд. рублей;
     на внедрение современных научно-технических и образовательных инструментов инновационной экономики — более 5,2 млрд. рублей;
     на капитализацию человеческого потенциала и достижение высокого уровня жизни населения — более 14,8 млрд. рублей, а также на другие цели.
     В прошедшем году продолжилась реализация Закона Пензенской области от 4 сентября 2007 года № 1367-ЗПО «О стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)», в соответствии с которым стратегическими целями развития Пензенской области являются повышение темпов экономического роста до уровня, превышающего среднероссийские показатели, рост благосостояния жителей региона и качества жизни. Для достижения указанных целей предполагается развернуть следующие стратегические направления:
     1. Обеспечить опережающий рост в базовых секторах экономики Пензенской области (пищевая промышленность, машиностроение и приборостроение, а также целлюлозно-бумажное и химическое производство) и расширить их спектр за счет развития индустрии строительных материалов и комплекса глубокой переработки древесины.
     2. Создать долгосрочное конкурентное преимущество за счет перехода к эксплуатации ресурсов «нового портфеля» — мощного рынка труда и высокой современной квалификации, потенциала территории, развитого и емкого внутреннего рынка, экономики знаний и прочего.
     3. Обеспечить высокое качество жизни и широкие возможности для личного профессионального роста каждого жителя Пензенской области путем формирования современной системы профессионального образования, проектов развития городов и городской среды, а также стимулирования развития других (помимо базового) секторов экономики региона.
     Это позволит конвертировать общие преимущества Пензенской области (расположение вблизи основных центров потребления, накопленный кадровый и производственный потенциал, хорошая обеспеченность базовыми инфраструктурами) в долгосрочные конкурентные преимущества, четко идентифицируемые инвесторами и жителями.
     Основными параметрами активного варианта базового сценария развития Пензенской области с 2006 года по 2021 год в действующих ценах будут:
     валовой региональный продукт должен увеличиться с 87,1 млрд. рублей до 641,2 млрд. рублей, или в 7,9 раза;
     промышленное производство должно увеличиться с 52,9 млрд. рублей до 412,9 млрд. рублей, или в 7,8 раза;
     производство продукции сельского хозяйства увеличится с 18,8 млрд. рублей до 123,1 млрд. рублей, или в 6,5 раза;
     инвестиции в основной капитал возрастут с 24,3 млрд. рублей до 233,5 млрд. рублей, или в 9,6 раза;
     среднедушевые доходы жителей Пензенской области возрастут с 5,6 тысячи рублей до 39,7 тысячи рублей, или в 7,1 раза;
     Одним из важнейших направлений работы депутатов в сфере экономического развития оставался контроль за исполнением законов Пензенской области. В рамках данного направления были изучены проблемы, связанные с реализацией Закона Пензенской области «О Программе «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Пензенской области» на 2004–2010 годы» (в части капитального ремонта, реконструкции и модернизации систем централизованного водоснабжения в населенных пунктах Пензенской области). По итогам изучения проблем, связанных с реализацией указанного Закона, подготовлены постановление и рекомендации, которые были направлены в Правительство Пензенской области и органы местного самоуправления.
     В целях совершенствования программно-целевого метода управления экономикой, повышения эффективности решения отдельных социально-экономических проблем в Пензенской области продолжена работа по реализации проектов в рамках долгосрочных целевых программ, позволяющих оценить степень достижения планируемых целей и задач, исходя из реально достигнутых конечных результатов.
     Важной задачей бюджетной политики является повышение доступности жилья для граждан путем совершенствования форм поддержки в жилищной сфере с использованием механизмов ипотечного кредитования, субсидирования процентных ставок и осуществления социальных выплат на улучшение жилищных условий в рамках долгосрочных целевых программ.
     В новых экономических условиях особая роль отводится развитию и поддержке малого и среднего бизнеса. Эта работа осуществляется в рамках областной целевой программы, которой предусматривается государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в виде компенсации части затрат на уплату процентов, привлеченных в кредитных организациях на реализацию бизнес-проектов, прошедших конкурсный отбор; предоставление субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства Пензенской области, софинансирование муниципальных программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства муниципальных районов Пензенской области в части адресного товарного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших конкурсный отбор; создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов).
     Государственная политика Пензенской области, направленная на развитие и поддержку предпринимательства в регионе, благотворно влияет на рост количества субъектов предпринимательства и создание новых рабочих мест.
     На территории Пензенской области наблюдается ежегодный рост количества субъектов бизнеса. Так по итогам 2010 года на территории Пензенской области количество субъектов бизнеса возросло более чем на 5,4 процента. По итогам 9 месяцев 2010 года по данным Пензастата в Пензенской области действовало 17 770 малых предприятий, в том числе с 1 января по 30 сентября 2010 г. в Статрегистр включено 6665 субъектов малого предпринимательства (что на 6 % больше соответствующего периода 2009 года).
     Численность замещенных рабочих мест на малых предприятиях в первом полугодии 2010 года составила 79,7 тыс. человек, что больше соответствующего показателя 2009 года на 3,24 процента или на 2,5 тыс. человек.
     Малыми предприятиями (без микропредприятий) в январе–июне 2010 года выполнен оборот на 29,8 млрд. рублей, что составило 22,5 процента от всего оборота предприятий основных видов экономической деятельности. Прирост по данному показателю составил более 57,6 процента по отношению к показателю аналогичного периода 2009 года.
     На развитие экономики и социальной сферы в первом полугодии 2010 года малыми предприятиями было направлено 3,1 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Удельный вес инвестиций малых предприятий в общем объеме инвестиций по Пензенской области составил 19,5 процента. Инвестиции вкладывались в активную часть основных средств — приобретение машин, оборудования, инструмента и инвентаря. Основанная часть инвестиций приходится на малые предприятия сельского хозяйства (54,8 %).
     В 2009 и 2010 годах для целей развития и поддержки предпринимательства в Пензенский регион привлечено более 357,5 млн. рублей средств федерального бюджета.
     Общая сумма финансирования бизнес-проектов за вышеуказанный период составила 204,3 млн. рублей, в том числе за счет средств бюджета Пензенской области — 110,7 млн. рублей. Причем объемы финансирования бизнес-проектов предпринимателей за 11 месяцев 2010 года по сравнению с 2009 годом возросли более чем в 1,7 раза.
     В Пензенской области создается сеть бизнес-инкубаторов, основной целью которых является поддержка предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания необходимых услуг.
     За период с 2005 по 2010 год на создание сети бизнес-инкубаторов направлено более 167 млн. рублей бюджетных средств, из них 110,749 млн. рублей средств федерального бюджета, 42,1 млн. рублей средств областного бюджета, 14,34 млн. рублей средств муниципального бюджета. 
     В настоящее время действует 6 областных бизнес-инкубаторов (два в г. Пензе, по одному в г. Каменке, г. Сердобске, р.п. Башмаково, г. Нижнем Ломове) и 23 муниципальных бизнес-инкубатора (г. Заречный, г. Кузнецк, Белинский, Вадинский, Городищенский, Земетчинский, Лопатинский, Иссинский, Кузнецкий, Малосердобинский, Никольский, Пачелмский, Пензенский, Тамалинский, Шемышейский, Бековский, Камешкирский, Колышлейский, Спасский, Неверкинский, Сосновоборский, Лунинский и Мокшанский районы).
     В 2011–2012 годах намечено создание новых бизнес-инкубаторов регионального и муниципального значения, которые будут расположены на территории г. Пензы и районов Пензенской области (Бековский, Наровчатский, Сердобский, Никольский).
     В целях развития и эффективного использования научно-технического и инновационного потенциала Пензенской области, а также содействия развитию рынка инновационных проектов, создания экономических условий для выхода на рынок высокотехнологичной инновационной продукции в Пензенской области принят Закон Пензенской области от 25 октября 2010 года № 1972-ЗПО «Об инновационной деятельности в Пензенской области», разработана и реализуется долгосрочная целевая программа, в рамках которой предусматривается создание и обеспечение функционирования технопарка в сфере высоких технологий, оказание финансовой поддержки для развития малого инновационного бизнеса, перспективных бизнес-идей, научно-технических разработок и инновационных проектов на конкурсной основе, предоставление субсидий субъектам инновационной деятельности на реализацию инновационных проектов, а также информационная поддержка всех этапов инновационной деятельности.
     В целях увеличения объемов производства, освоения новых видов продукции промышленными предприятиями и организациями области в 2010 году широко используются передовые технологии и научные достижения отраслевой и вузовской науки. Для создания эффективной системы исследований и разработок в области нанотехнологий, на территории Пензенской области 8 организаций ведут разработки в области наноиндустрии. Их отраслевая специализация: электроника, приборостроение, строительство, медицина, сельское хозяйство и другое. 
     На базе промышленных предприятий образовано более 70 малых предприятий, занимающихся инновационными разработками. 
     Совместно с ГК «Роснанотех» ведутся подготовительные работы по созданию технопарка в сфере высоких медицинских технологий на территории ЗАО «НПП «МедИнж» в рамках государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких медицинских технологий».
     Проект рассчитан на реализацию в течение 2010–2013 годов. В результате будет создана инфраструктура общей площадью 44 тыс. кв. м, на которой разместится более 70 малых инновационных предприятий, где будет создано 2 тыс. рабочих мест. Технопарк включен в проект государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий на период до 2014 года».
     Специализацией Технопарка «Центр инновационных технологий» станут точное приборостроение, материаловедение, телекоммуникационные и информационные технологии. Площадь технопарка составит около 5000 кв.м. Предполагается создание порядка 50 малых инновационных предприятий, где будет сформировано 630 рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. Проект рассчитан на реализацию в течение 2010–2011 годов. Министерством экономического развития Российской Федерации принято положительное решение о финансировании в 2010 году строительно-монтажных работ проекта технопарка в рамках реализации приказа Минэкономразвития России от 16.02.2010 № 59 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства».
     Многие опытные образцы приборов и оборудования, разработанные на малых предприятиях высших учебных заведений, производятся на промышленных предприятиях. Эта работа позволяет довести опытные образцы до серийного производства, способствует созданию малых производств на промышленных предприятиях, укреплению связей между высшими учебными заведениями и промышленными предприятиями.
     Промышленные предприятия смогли создать инновационные товары, во многих случаях, не имеющих аналогов за рубежом.
     Одним из серьезных источников обновления производственных мощностей для многих предприятий стало участие в федеральных целевых программах.
     В 2010 году предприятия ОПК (4 предприятия и 4 отраслевых института) участвуют в 3-х федеральных целевых программах, направленных на проведение технического перевооружения, модернизацию и развитие высокотехнологичного производства.
     Общая сумма финансирования работ по вышеуказанным ФЦП в 2010 году запланирована в сумме 522,6 млн. рублей, в т.ч. на проведение НИОКР — 231 млн. рублей, на строительство, реконструкцию и техперевооружение — 291,6 млн. рублей.
     В регионе проводится промышленная политика, направленная на создание финансовых, организационных и правовых условий для осуществления технологического и товарного реформирования в производствах.
     Одним из механизмов этой политики является долгосрочная целевая программа «Стимулирование роста объёмов промышленного производства, внедрения инноваций и технического перевооружения промышленности Пензенской области на 2009–2015 годы».
     На реализацию Программы в бюджете Пензенской области предусмотрен ежегодный объем финансирования в размере 110 млн. рублей.
     В текущем году были внесены изменения в Программу, касающиеся увеличения выплаты предприятиям субсидий за счет бюджета Пензенской области на возмещение части затрат (с 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации до 100 %) по уплате процентов по кредитным и лизинговым договорам на техническое перевооружение производств, а также по кредитам для освоения новой конкурентоспособной продукции (включая товары народного потребления). 
     В рамках антикризисных мер в конце 2009 года и текущем году был внесен ряд изменений в законодательство Пензенской области о налогах и сборах, направленных на создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, создание дополнительных рабочих мест, повышение уровня занятости и качества жизни населения, увеличение налоговых поступлений.
     Так, для субъектов малого предпринимательства с 1 января 2010 года снижена до 13,5 процента ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Пензенской области.
     Принят Закон Пензенской области, представляющий возможность индивидуальным предпринимателям применять на территории Пензенской области упрощенную систему налогообложения на основе патента.
     Законом Пензенской области «Об установлении налоговых ставок отдельным категориям налогоплательщиков при применении упрощенной системы налогообложения» предусмотрены льготы в виде снижения налоговой ставки (с 15 до 5 процентов) при применении упрощенной системы налогообложения, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, для организаций и индивидуальных предпринимателей, созданных (зарегистрированных) студентами, учащимися (в период обучения), выпускниками образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального образования или очной формы обучения высшего профессионального образования.
     Для повышения инвестиционной привлекательности Пензенской области внесены изменения в Закон Пензенской области «Об установлении и введении налога на имущество организаций», согласно которому для организаций, реализующих на территории Пензенской области инвестиционные проекты, ставка данного налога составляет 1,7 процента.



Возврат к списку