Справочно-правовая информация

О состоянии законодательства в Пензенской области (2010 год)

Законодательное обеспечение в сфере агропромышленного комплекса, охраны природы

     Предметом особого внимания у депутатов Законодательного Собрания Пензенской области четвертого созыва в 2010 году являлись вопросы сельскохозяйственного производства, снабжения населения области продовольствием, подготовка нормативных правовых актов по вопросам развития агропромышленного комплекса области, социально-экономического развития села, земельных отношений, вопросов природопользования, совершенствования природоохранного законодательства, оказание содействия исполнения нормативных правовых актов, осуществление контроля за исполнением областных законов, касающихся ведению сельскохозяйственного производства и природопользования. 
     Пензенская область является сельскохозяйственным регионом. Агропромышленный комплекс представлен совокупностью отраслей экономики, обеспечивающих производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку и выпуск продуктов питания, а также реализацию их потребителям. Агропромышленный комплекс занимает одно из ведущих мест среди отраслей материального производства области. От его состояния зависит продовольственная самодостаточность и социальное развитие села. Это положение диктует необходимость неуклонного поддержания и развития агропромышленного потенциала области на должном уровне. 
     Природно-климатические условия позволяют сельскому хозяйству области специализироваться на производстве зерна подсолнечника, фабричной сахарной свеклы, мяса крупного рогатого скота,  свиней и птицы, молока, яиц. 
     Область является крупным производителем продуктов питания и относится к тем регионам России, которые почти полностью обеспечивают потребности населения за счет собственного производства. 
     В целях оздоровления экономической ситуации Пензенской области в отрасли «Сельское хозяйства» в области осуществляются мероприятия, направленные на обеспечение самозанятости сельского населения, повышение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, возможность более широкого использования государственной поддержки, создание дополнительных рабочих мест. 
     В АПК области за последние годы наметилась устойчивая тенденция экономического развития, сопровождающаяся положительной динамикой роста и инвестиционной привлекательностью. Сельское хозяйство области по объему валовой продукции является второй составляющей товарного производства. Здесь производится 11 процентов валового регионального продукта. 
     К сожалению, аномальные погодные условия 2010 года не позволили сохранить высокие темпы роста в отрасли. Общий объем валовой продукции в хозяйствах всех категорий по предварительным данным в 2010 году составит 25,5 млрд. рублей, или 73 процента к уровню прошлого года. Но, несмотря на это по ожидаемым финансовым результатам более 70 процентов сельскохозяйственных предприятий области завершили год с прибылью, которая составила свыше 400 млн. рублей. 
     В 2010 году в АПК Пензенской области организовано более 8 тысяч рабочих мест, из них в малых формах хозяйствования около 7000, в перерабатывающих предприятиях более 300, в организациях продовольственного рынка около 900, ввод в действие инвестиционных проектов позволил создать около 500 рабочих мест. 
     В рамках реализации областной долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Пензенской области на 2009–2013 годы», финансирование которой за счет средств бюджета Пензенской области неоднократно корректировалось на сессиях Законодательного Собрания в 2010 году, уделялось внимание созданию условий для успешного функционирования всех организационных форм хозяйствования на селе. 
     Совокупный объем субсидий, выделенных в 2010 году на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, составил 2,9 млрд. рублей, в том числе на осуществление мероприятий, связанных с ликвидацией последствий засухи — 0,8 млрд. рублей 
     В развитии растениеводства области сохранились многие положительные тенденции, чему в значительной степени способствовала оказанная финансовая помощь за счет средств регионального бюджета. Активно осваивались средства, выделенные из федерального бюджета на поддержку элитного семеноводства, приобретение удобрений, средств защиты растений. Основное внимание было направлено на совершенствование технологий и внедрение новых перспективных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур. 
     Сформирована структура посевных площадей на 2011 год, в которой посевные площади увеличены на 24,8 тыс. га, или на 2 процента к уровню 2010 года (1190 тыс. га) и на 61,3 тыс. га уменьшены площади неиспользуемой пашни. 
     Производство мяса во всех категориях хозяйств в 2010 году составило 159 тыс. тонн (скот и птица на убой в живом весе) или 7,0 процентов больше уровня прошлого года. Производство яиц составило 332 млн. штук или на 2,7 процента больше к показателю 2009 года. 
     В области активно осуществляются инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов и ферм. 
     Реализация проектов в сфере птицеводства и свиноводства в 2010 году позволила привлечь в АПК Пензенской области инвестиций на сумму 5,2 млрд. рублей. 
     Сложная обстановка складывается с производством молока как во всех категориях хозяйств, так и в общественном секторе. 
     Производство молока в хозяйствах всех категорий в 2010 году составило 467,5 тыс. тонн или на 8,5 процента меньше чем в 2009 году. 
     Ведущей компанией, специализирующейся на молочном животноводстве, является ООО «Русская молочная компания» (РУСМОЛКО). 
     В рамках реализации данного проекта проведена реконструкция старых молочных ферм, приобретено и установлено новое оборудование, старое поголовье постепенно заменяется на высокопродуктивный скот, внедряются современные технологии его содержания. В 2010 году завершено строительство и введено в эксплуатацию два молочных комплекса на 3600 и 1200 коров. 
     Реализация проектов в сфере молочного животноводства в 2010 году позволила привлечь в АПК Пензенской области инвестиций на сумму 3,1 млрд. рублей. 
     Субсидирование процентных ставок по инвестиционным и краткосрочным кредитам стимулировали значительный приток частных инвестиций в реализацию крупных проектов в животноводстве. На эти цели было выделено более 600 млн. рублей, из них из бюджета области 122,8 млн. рублей. Это позволило привлечь в отрасль более 9 млрд. рублей кредитных ресурсов. 
     Одним из основных региональных приоритетов продолжает оставаться развитие малых форм хозяйствования на селе. Ежегодно они вносят существенный вклад в продовольственные ресурсы области, на сегодня их объем превышает половину валового производства сельскохозяйственной продукции области. На их долю приходится 65,0 процента всего объема полученного молока, 39 процентов мяса и 34 процента яиц. 
     В рамках Программы предусмотрено предоставление субсидий: на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами; на компенсацию части затрат сельскохозяйственным потребительским кооперативам на закупку комбикормов для откорма молодняка свиней и дойных коров; на возмещение части затрат сельскохозяйственных потребительских кооперативов на реализацию бизнес-проектов. 
     В 2010 году объем кредитов, привлеченных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, личными подсобными хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами  составил более миллиона рублей. 
     В районах области зарегистрировано 1428 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 568 кооперативов организовано в 2010 году. С начала года создано 939 крестьянских (фермерских) хозяйств, 287 мини-ферм по разведению КРС, свиней, коз, кроликов, гусей и построено 914 теплиц общей площадью 4,66 га. 
     На реализацию мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села в 2010 году в рамках долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» оказана государственная поддержка на строительство (приобретение) жилья 111 гражданам, в том числе 66 молодым семьям и молодым специалистам. Введено в эксплуатацию жилья общей площадью 8,8 тыс. кв. м. Проведен комплекс работ по реконструкции и строительству газовых и водопроводных сетей. 
     Реализуются мероприятия федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на 2006–2010 годы и на период до 2012 года». В 2010 году вовлечено в сельскохозяйственный оборот более 86 тысяч га неиспользуемых сельхозугодий. На приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений из федерального бюджета выделено 192 млн. рублей, из регионального бюджета — 10 млн. рублей. 
     Депутатами Законодательного Собрания неоднократно рассматривались вопросы по использованию земельных ресурсов Пензенской области, инвентаризации земель городов и других населенных пунктов, платы за землю. Особое внимание уделялось вопросам земельных отношений. Законом Пензенской области «О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области» определены приоритетные направления земельной политики. В указанный Закон в 2010 году депутатами внесены изменения в части уточнения отдельных полномочий по изъятию и срокам продажи земельных участков для государственных нужд Пензенской области и муниципальных нужд. 
     Депутаты неоднократно в порядке законодательной инициативы вносили различные предложения по усовершенствованию отдельных положений действующего земельного законодательства. В 2009 году по инициативе депутатов — членов фракции «Единая Россия» в Государственную Думу внесен проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части сокращения срока и определения критериев использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения». В течение 2010 года депутаты Законодательного Собрания неоднократно принимали участие в проводимых Государственной Думой мероприятиях по рассмотрению проектов федеральных законов, в которых значились и предложения депутатов Законодательного Собрания Пензенской области по вопросам землепользования. 29 декабря 2010 года принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения», основные положения которого во многом соотносятся с предложениями депутатов Законодательного Собрания Пензенской области. 
     Большое внимание уделялось вопросам охраны животного мира, лесопользования, природоохранной деятельности. В 2010 году депутатами Законодательного Собрания были приняты изменения в Закон Пензенской области «О некоторых вопросах, связанных с реализацией в Пензенской области отдельных положений Лесного кодекса Российской Федерации» в части уточнения правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. С учетом экстремальной ситуации с лесными пожарами, возникшей летом 2010 года, депутатами поддержан ряд законодательных инициатив по внесению соответствующих изменений в Лесной кодекс Российской Федерации. 
     В целях контроля за ходом реализации Закона Пензенской области «О рыболовстве и рыбном хозяйстве в Пензенской области» вопросы развития товарного рыболовства на территории Пензенской области в течение года неоднократно рассматривались депутатами на заседаниях постоянных комиссий, президиуме и сессии Законодательного Собрания Пензенской области.

Законодательное обеспечение бюджетной политики

     Бюджетная политика, проводимая в Пензенской области, направлена на восстановление экономики области в посткризисный период, на формирование благоприятных условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, в том числе развитие инновационной экономики, решение важнейших социальных задач при условии сохранения стабильности бюджетной системы и безусловном исполнении принятых расходных обязательств.
     Основными приоритетами бюджетных расходов остаются расходы на финансовое обеспечение оказания гражданам государственных и муниципальных услуг в области социальной политики, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры и информации.
     Приоритетными направлениями в области национальной экономики являются мероприятия, направленные на реализацию государственной политики в области занятости населения, формирование конкурентоспособного агропромышленного производства, развитие малого бизнеса и предпринимательства, дорожного хозяйства. Для развития экономики инновационного типа осуществляется государственная поддержка инновационных проектов и развития современной инновационной инфраструктуры.
     В целях совершенствования программно-целевого метода управления экономикой, повышения эффективности решения отдельных социально-экономических проблем, в Пензенской области продолжена работа по реализации проектов в рамках долгосрочных целевых программ, позволяющих оценить степень достижения планируемых целей и задач, исходя из реально достигнутых конечных результатов.
     Долгосрочное бюджетное планирование стало реальным шагом на пути повышения эффективности расходов бюджета, выступая  в то же время сдерживающим фактором для их необоснованного роста.
     Важнейшим инструментом региональной политики, механизмом влияния на социально-экономическое развитие территорий и эффективность деятельности органов местного самоуправления являются межбюджетные трансферты.
     Совершенствование организации и функционирования системы межбюджетных отношений осуществлялось путем внесения соответствующих изменений в законы Пензенской области «О межбюджетных отношениях в Пензенской области», «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области», «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области».
     Развитие межбюджетных отношений в 2010 году было направлено на дальнейшее повышение уровня финансовой самостоятельности муниципальных образований, расширение возможности их влияния на укрепление доходной базы местных бюджетов.
     В соответствии с принятыми в мае 2010 года изменениями в Закон Пензенской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области» Законодательное Собрание Пензенской области стало проводить публичные слушания по проекту закона о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период, а также проекту годового отчета об исполнении бюджета Пензенской области. До этого публичные слушания проводились Правительством Пензенской области.
     Поскольку состояние государственных финансов напрямую влияет на экономическое и социальное благосостояние общества, граждане России и жители Пензенской области в том числе, все активнее и настойчивее проявляют интерес к эффективности использования средств налогоплательщиков. Публичные слушания, предусмотренные действующим законодательством, дают возможность общественности, каждому гражданину принимать активное участие в осуществлении контроля за результатами работы органов государственной власти Пензенской области в бюджетной сфере, побуждают власти принимать решения, которые обеспечат точное исполнение бюджета сейчас и предотвратят нарушения в будущем.
     В октябре 2010 года Законодательным Собранием Пензенской области принят Закон Пензенской области «Об отдельных мерах по совершенствованию правового положения государственных учреждений Пензенской области в переходный период».
     Необходимость принятия данного законодательного акта по отдельным вопросам правового положения государственных учреждений Пензенской области возникла в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
     В названном выше Законе Пензенской области урегулированы следующие вопросы:
     - формы финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений Пензенской области;
     - сроки зачисления в бюджет Пензенской области доходов, полученных казенными учреждениями Пензенской области от платных услуг и иной приносящей доход деятельности;
     - порядок и направления использования бюджетными учреждениями Пензенской области, являющимися получателями бюджетных средств, и казенными учреждениями Пензенской области доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Пензенской области и переданного в оперативное управление указанным учреждениям.
     Данный Закон Пензенской области позволит завершить до 1 июля 2012 года переходный период и полностью перейти к реализации Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», создающего условия для повышения эффективности использования бюджетных средств.



Возврат к списку