Справочно-правовая информация

О состоянии законодательства в Пензенской области (2010 год)

Анализ состояния законодательства в сфере законности и правопорядка, безопасности граждан

     В целях совершенствования законодательства Пензенской области, направленного на повышение эффективности борьбы с преступностью, обеспечение правопорядка и безопасности граждан, создание системы противодействия коррупции в Пензенской области, обеспечения пожарной безопасности Законодательным Собранием Пензенской области в 2010 году принято около 15 законов Пензенской области. Внесены редакционные изменения в Регламент Законодательного Собрания Пензенской области четвёртого созыва.
     Депутаты уделяли внимание вопросам совершенствования системы профилактики правонарушений и стабилизации оперативной обстановки на территории Пензенской области.
     В этом направлении внесены изменения в Закон Пензенской области «Об учреждении награды Пензенской области — почетного знака Пензенской области «За отличие в профилактике правонарушений на территории Пензенской области», долгосрочную целевую программу Пензенской области «Социальная реабилитация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы» на 2010–2013 годы», «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях». Утверждена долгосрочная целевая программа Пензенской области «Профилактика правонарушений в Пензенской области на 2011–2013 годы».
     Внесены изменения в долгосрочную целевую программу «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Пензенской области на 2009–2012 годы». На реализацию мероприятий программы из бюджета Пензенской области выделено 27130,9 тыс. рублей. Совместные усилия органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных формирований и граждан в решении задач профилактики преступлений в определенной степени способствовали снижению на 16,3 процента общего числа зарегистрированных преступлений. На 13,3 процента сократилось число преступлений, совершенных в общественных местах. Меньше совершено тяжких и особо тяжких преступлений, а также таких видов преступлений, как причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилований, грабежей, кражи чужого имущества, хулиганства. Сократилось число преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия. Одновременно с этим принимаемые меры позволили добиться повышения числа общей раскрываемости преступлений.
     Уровень преступности на 100 тыс. населения в Пензенской области остается одним из самых низких как в Приволжском федеральном округе, так и в целом по России.
     С целью усиления мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя и других психоактивных веществ, реализации в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя, наркотиков и табачных изделий детьми и подростками, мер системы профилактики алкогольной и других зависимостей внесены изменения в долгосрочную целевую программу «Дети Пензенской области» на 2009–2013 годы». Принят Закон Пензенской области «Об утверждении концепции демографической политики Пензенской области на период до 2025 года». Концепция предусматривает создание специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка, использование в работе органов исполнительной и судебной власти современных технологий профилактики правонарушений, защиты прав детей, социальной реабилитации и последующей интеграции в общество несовершеннолетних правонарушителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
     В соответствии с Законом Пензенской области от 20 февраля 2003 года № 440-ЗПО «Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка на территории Пензенской области», Управлением внутренних дел по Пензенской области в 2010 году привлекались к работе по обеспечению общественного порядка, профилактике и предупреждению правонарушений внештатные сотрудники милиции, добровольные народные дружины (ДНД) и оперативные молодежные (студенческие) отряды дружинников (ОМОД). Члены указанных формирований принимали участие в обеспечении порядка на улицах и в других общественных местах населенных пунктов, на транспортных магистралях, в поддержании надлежащего порядка во время проведения различных массовых мероприятий, путём патрулирования по определенным маршрутам, выставления постов, организации дежурств в жилых микрорайонах, кварталах, отдельных объектах, на транспорте, местах отдыха людей и проведения массовых мероприятий, а также организуя специальные рейды и операции.
     В настоящее время на территории Пензенской области функционируют общественные формирования правоохранительной направленности общей численностью свыше восьми тысяч человек, в том добровольные народные дружины, оперативные молодежные отряды дружинников, 2 казачьих отряда. 
     В прошедшем году с участием общественных объединений правоохранительной направленности раскрыто свыше двухсот преступлений, выявлено и пресечено более восьми тысяч административных правонарушений.
     Не остаются в стороне от практической деятельности и советы общественности, которыми проводятся профилактические беседы о недопущении антиобщественного образа жизни и асоциального поведения в быту.
     В целях реализации Федерального закона от 25 октября 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» внесены изменения в Закон Пензенской области от 14 ноября 2006 года № 1141-ЗПО «О противодействии коррупции в Пензенской области» и постановление № 520-19/4 ЗС «Об антикоррупционной экспертизе законов Пензенской области и постановлений Законодательного Собрания Пензенской области, проектов законов Пензенской области и проектов постановлений Законодательного Собрания Пензенской области». На основании указанных нормативных правовых актов строила свою деятельность Комиссия по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
     В 2010 году состоялось 9 заседаний Комиссии, в ходе которых была проведена экспертиза 204 проектов законов Пензенской области и 38 проектов постановлений Законодательного Собрания Пензенской области, выявлено и устранено 7 коррупциогенных факторов.
     В целях реализации антикоррупционной политики в Пензенской области внесены изменения в долгосрочную целевую программу «Противодействие коррупции в Пензенской области» на 2010–2012 годы».
     В прошедшем периоде Законодательное Собрание уделяло постоянное внимание вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. 
     Для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Пензенской области скорректирован и утвержден новый перечень объектов критической инфраструктуры Пензенской области, требующих повышенных мер антитеррористической защиты. 
     В связи с этим внесены соответствующие изменения в Закон Пензенской области «О защите населения и территории Пензенской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», 
     Принятие данного Закона Пензенской области вызвано необходимостью приведения его в соответствие с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
     Внесенные изменения уточняют основные задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления в части обеспечения безопасности людей на водных объектах и организации разъяснительной работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
     Внесены изменения в долгосрочные целевые программы «Профилактика террористической и экстремистской деятельности в Пензенской области на 2009–2012 годы», «Пожарная безопасность государственных учреждений здравоохранения, социальной защиты населения и среднего профессионального образования Пензенской области, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области, на 2009–2012 годы», «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Пензенской области» на 2009–2011 годы», «Экология и природные ресурсы Пензенской области на 2009–2012 годы», в положение «Об организации и ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени на территории Пензенской области». 
     В целях приведения нормативного правового акта в соответствие с законодательством внесены изменения в долгосрочную целевую программу «Пожарная безопасность Пензенской области» на 2009–2012 годы». Изменения направлены на улучшение материально-технической базы межпоселенческих пожарных команд, развитие базы противопожарной службы, обеспечение мероприятий по информированию и обучению населения мерам пожарной безопасности. На реализацию мероприятий программы из бюджета Пензенской области в 2010 году выделено 6575,9 тыс. рублей.
     Утверждена долгосрочная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение пожарной безопасности Пензенской области» на 2011–2013 годы».
     На реализацию долгосрочной целевой программы «Профилактика террористической и экстремистской деятельности в Пензенской области на 2009–2012 годы» было запланировано выделить 1720,8 тыс. рублей.
     Для обеспечения реализации мероприятий областной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Пензенской области на 2009–2011 годы» в 2010 году было запланировано выделить из бюджета Пензенской области 3,300 млн. рублей. 
     За прошедший год произошло снижение количества чрезвычайных ситуаций и числа погибших, однако материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций увеличился на 35,9 процента.
     В 2010 году в результате природных пожаров на территории Пензенской области инфраструктурные объекты и объекты сельского хозяйства не пострадали, не допущено сбоя в подаче воды, электричества, газа.
     На территории Пензенской области тушение пожаров производят 39 подразделений Федеральной противопожарной службы, 72 подразделения муниципальной пожарной охраны, 23 подразделения ведомственной пожарной охраны, 31 подразделение частной пожарной охраны и 148 добровольных пожарных формирований.
     Хотя обстановка с обеспечением пожарной безопасности объектов и населенных пунктов Пензенской области остается сложной, на протяжении последних лет прослеживается положительная тенденция сокращения количества пожаров и их последствий.
     В прошедшем году деятельность депутатов Законодательного Собрания осуществлялась при постоянном взаимодействии с Пензенским областным судом.
     За прошедший период постановлениями Законодательного Собрания назначены на должность 9 мировых судий судебных участков городов и районов Пензенской области, а также представители общественности в квалификационной коллегии судей Пензенской области, выдвинутые открытым акционерным обществом «Пензенский арматурный завод», Пензенским государственным педагогическим университетом имени В.Г.Белинского и Пензенским государственным университетом.
     Внесены изменения в закон Пензенской области «О создании должностей мировых судей и судебных участков в Пензенской области», что обусловлено необходимостью четко обозначить границы участков мировых судей на территории Пензенской области и города Пензы.
     Законом Пензенской области вместо пообъектного принципа описания состава судебного участка применен принцип описания границ территорий судебных участков. Это позволит четко разграничить подсудность дел мировой юстиции.
     Законом не внесены изменения в административно-территориальное деление Пензенской области. Его принятие обеспечивает более эффективную работу института мировых судей, что способствует повышению доступности граждан к правосудию и улучшению правовой защищенности населения области.
     Внесены изменения в Закон Пензенской области «О мировых судьях в Пензенской области». Закон дополнен положением об удостоверении мирового судьи и описанием бланка удостоверения мирового судьи. Удостоверение вручается назначенному мировому судье в торжественной обстановке Председателем Законодательного Собрания либо по его поручению одним из заместителей Председателя, либо председателем Пензенского областного суда.
     Изготовление бланка удостоверения мирового судьи и оформление удостоверения осуществляется аппаратом Законодательного Собрания за счет сметы Законодательного Собрания.
     В связи с разделением постоянной комиссии по законодательству и социальной политике на две постоянной комиссии: по государственному строительству и вопросам местного самоуправления и по социальной политике, внесены изменения в законы Пензенской области «О порядке назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей Пензенской области» и «О порядке избрания представителей Законодательного Собрания в квалификационную комиссию Адвокатской палаты Пензенской области».
     Кроме того, в Закон Пензенской области от 7 июня 2002 года № 366-ЗПО «О порядке назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей Пензенской области» внесены изменения, в соответствии с которыми перечень документов, представляемых в Законодательное Собрание на выдвинутого кандидата, дополнен копией трудовой книжки, характеристикой, а также определен конкретный срок внесения документов на выдвинутого кандидата.
     30 июля 2010 года вступил в силу Закон Пензенской области № 1964-ЗПО «Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей Пензенской области», который определяет правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности мировых судей, устанавливает порядок назначения и деятельности, а также особенности обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей Пензенской области. 
     Информация о деятельности судей может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.
     Для размещения в сети Интернет информации о деятельности судей, создается официальный сайт с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос.
     Ознакомление пользователей с информацией о деятельности мировых судей, находящейся в архивных фондах, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об архивном деле.
     В первом чтении был принят Закон Пензенской области «О профессиональной переподготовке и повышении квалификации мировых судей в Пензенской области», который направлен на формирование системы непрерывного повышения квалификации мировых судей в форме специализированного обучения. Постоянной комиссии Законодательного Собрания по государственному строительству и вопросам местного самоуправления поручено доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Законодательного Собрания во втором чтении.
     В порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации направлены два проекта федеральных законов «Об упразднении Кузнецкого городского суда Пензенской области» и «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации».

Правовое регулирование в сфере ответственности за административные правонарушения

     В прошедшем году продолжалось развитие законодательства Пензенской области об административных правонарушениях. Его основу составляет Закон Пензенской области «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях».
     В 2010 году в Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях неоднократно вносились изменения в целях приведения его в соответствие с изменившимся федеральным законодательством, а также в целях установления ответственности за правонарушения в различных сферах деятельности.
     Целью принятого в апреле 2010 года закона явилось приведение отдельных положений Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях в соответствие с Федеральным законом от 18 декабря 2009 года № 380-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
     Установлено, что с 1 января 2011 года по отдельным составам правонарушений, предусмотренных Кодексом Пензенской области об административных правонарушениях, протоколы вправе составлять уполномоченные должностные лица органов местного самоуправления.
     Кодекс дополнен положением о том, что производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами Пензенской области, осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
     В связи с учреждением в Пензенской области должности Уполномоченного по правам ребенка в Пензенской области законом Пензенской области Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях дополнен положениями об ответственности за воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Пензенской области.
     Законом Пензенской области Кодекс дополнен положениями об административной ответственности за нарушение правил охраны жизни людей на водных объектах в Пензенской области. В качестве объектов правонарушений, в частности, установлено нарушение требований к обустройству пляжей, водных и ледовых переправ, купание в запрещенных местах, купание в состоянии алкогольного опьянения, снос информационных указателей, щитов, заграждений, выход и выезд на лед в запрещенных местах. 
     В качестве санкций за указанные правонарушения предусмотрены предупреждение либо наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц, юридических лиц.
     В целях расширения субъектного состава лиц, ответственных за правонарушения, связанные с причинением вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, изменена редакция отдельных статей Кодекса. В частности, целью закона Пензенской области, принятого в декабре 2010 года, стало установление административной ответственности родителей детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) и лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, за допущение причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. Для этого статья 92 Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях изложена в новой редакции, состоящей из трех частей.
     Указанным законом установлена административная ответственность за допущение нахождения детей (лиц, не достигших возраста 16 лет) в ночное время (в период с 1 сентября по 31 мая — с 22 часов до 6 часов, в период с 1 июня по 31 августа — с 23 часов до 6 часов) в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
     В зависимости от видов правонарушений, предусмотренных указанной статьей, в качестве санкции установлены предупреждение или административный штраф.
     За повторное в течение года совершение таких правонарушений установлен административный штраф.
     Полномочиями по составлению протоколов о правонарушениях, предусмотренных статьей 92, наделены должностные лица милиции общественной безопасности органов внутренних дел на территории Пензенской области, а также руководители, их заместители, начальники отделов и их заместители иных исполнительных органов государственной власти Пензенской области, ведающих вопросами в сфере образования. С 1 января 2011 года такими полномочиями наделены должностные лица органов местного самоуправления, предусмотренные перечнем, определенным нормативным правовым актом местной администрации.
     Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, совершенных родителями (лицами, их замещающими), рассматриваются районными (городскими) и районными в городе комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
     Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, совершенных должностными лицами и юридическими лицами, как и прежде, рассматриваются мировыми судьями.



Возврат к списку