Справочно-правовая информация

О состоянии законодательства в Пензенской области (2011 год)

Законодательное регулирование в сфере государственного строительства

     Субъекты Российской Федерации не могут оставаться в стороне от общественно-политических и социально-экономических процессов, происходящих в стране и находящих отражение в приоритетах общегосударственной правовой политики. Пензенская область в данном отношении не является исключением. Вследствие указанных обстоятельств задачей органов государственной власти области является реализация интегрирования с процессами законодательного нормирования, происходящими на федеральном уровне.
     Проблематика повышения эффективности функционирования органов государственной власти в Российской Федерации, установления четких критериев оценки их деятельности на протяжении последних лет является одним из приоритетных направлений общегосударственной внутренней политики. Органами государственной власти Пензенской области в пределах их компетенции в последние годы был предпринят ряд последовательных шагов по решению на территории региона ключевых задач повышения эффективности функционирования органов государственной власти, результативности деятельности государственных гражданских служащих.
     В 2011 году в Устав Пензенской области четыре раза вносились изменения, связанные с необходимостью приведения его норм в соответствие с нормами федерального законодательства, оптимизации структуры управления областью и совершенствования законодательного процесса.
     Так, в целях приведения законодательства Пензенской области в соответствие c Федеральным законом «O защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» статья 43 Устава дополнена полномочием Правительства Пензенской области по определению исполнительных органов государственной власти Пензенской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории Пензенской области в соответствующих сферах деятельности.
     В целях приведения Устава в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с установлением требований к числу депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации» число депутатов Законодательного Собрания Пензенской области увеличено с 25 до 36.
     При этом определено, что половина (18 депутатов) будет избираться по одномандатным избирательным округам, половина (18 депутатов) — по пропорциональной системе: по областному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты Законодательного Собрания, выдвинутые избирательными объединениями.
     Изменен порядок формирования организационного комитета для подготовки и созыва первой сессии Законодательного Собрания нового созыва. В состав организационного комитета помимо каждого пятого депутата по алфавитному списку, как это было ранее, теперь будет входить каждый депутат, избранный в составе областного списка кандидатов, получившего менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей, если указанный депутат не включен в состав организационного комитета по алфавитному списку.
     В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в Устав Пензенской области внесены изменения, направленные на установление структуры Законодательного Собрания Пензенской области, которая будет применяться в работе депутатов и аппарата Законодательного Собрания пятого и последующих созывов.
     B структуру Законодательного Собрания включены руководящие должности в Законодательном Собрании, установленные Законом Пензенской области «O статусе депутата Законодательного Собрания Пензенской области», а также комитеты и комиссии.
     Также в Устав внесено изменение, в соответствии c которым в случае временного отсутствия Губернатора Пензенской области исполнение его обязанностей возлагается на Вице-губернатора Пензенской области, Председателя Правительства Пензенской области, первого заместителя Председателя Правительства Пензенской области или заместителя Председателя Правительства Пензенской области в соответствии с утвержденным Губернатором распределением обязанностей.
     В 2011 году продолжено развитие законодательства области, определяющего основы правового статуса органов государственной власти и их должностных лиц, а также порядок осуществления ими своих полномочий.
     При этом следует отметить, что базовые законы, регулирующие отношения в этой сфере, не принимались, в то же время неоднократно были внесены изменения в действующие законы области. Закономерен неравнозначный характер поправок, вносившихся на протяжении 2011 года в законодательные акты: в одних случаях они довольно обширны и содержательны, в других — весьма лаконичны и носят редакционный, уточняющий характер.
     Так, например, серьезные изменения претерпела структура Законодательного Собрания Пензенской области. Вместо постоянных комиссий образованы комитеты.
     Законом Пензенской области «О внесении изменений в отдельные законы Пензенской области» определены руководящие должности в Законодательном Собрании, к которым отнесены должности Председателя, первого заместителя, заместителя Председателя Законодательного Собрания, председателей, заместителей председателей комитетов Законодательного Собрания.
     В связи с продолжающейся в стране модернизацией политической системы, направленной на развитие процедур, обеспечивающих свободную, справедливую и цивилизованную конкуренцию между политическими партиями, неоднократно вносились изменения в Закон Пензенской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Пензенской области» и Регламент Законодательного Собрания Пензенской области четвертого созыва.
     Так, в целях усиления роли политических партий в общественно-политической жизни Пензенской области установлено, что не менее чем один депутат, избранный в составе каждого областного списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании, а также каждый депутат, избранный в составе областного списка кандидатов, получившего менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей, имеют право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, а также замещать руководящую должность заместителя председателя комитета в Законодательном Собрании.
     Соответствующим постановлением регламентировано, что вопросы, по которым на сессии Законодательного Собрания будет предоставляться слово для выступления представителям политических партий, не представленных в Законодательном Собрании, определяет Президиум Законодательного Собрания, а также определено, что в состав Президиума Законодательного Собрания входят руководители депутатских объединений.
     Кроме того, Регламент Законодательного Собрания Пензенской области четвертого созыва дополнен следующими положениями.
     Регламентирована процедура формирования перечня вопросов Законодательного Собрания при ежегодном отчете Губернатора Пензенской области о результатах деятельности Правительства Пензенской области. Вопросы от постоянных комиссий Законодательного Собрания, фракций, депутатских объединений предлагается утверждать решениями этих комиссий, фракций, депутатских объединений и направлять в комиссию Законодательного Собрания по государственному строительству и вопросам местного самоуправления. Перечень вопросов Законодательного Собрания о деятельности Правительства Пензенской области направляется Губернатору Пензенской области после утверждения его на сессии Законодательного Собрания.
     В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О полиции» предусмотрен ежегодный отчет начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области о деятельности полиции подчиненных органов внутренних дел.
     Установлен порядок назначения на должность и освобождения от должности председателя, заместителя председателя, аудиторов Счетной палаты Пензенской области.
     Урегулирована процедура избрания члена Совета Федерации, в соответствии с которой кандидатом в члены Совета Федерации – представителем от Законодательного Собрания Пензенской области может быть депутат Государственной Думы, депутат Законодательного Собрания Пензенской области, депутат представительного органа муниципального образования, а также при определенных условиях — действующий член Совета Федерации.
     В связи со значительными изменениями правовой базы, определяющей деятельность Законодательного Собрания, предполагаемыми в следующем созыве, постановлением Законодательного Собрания Пензенской области утвержден Регламент Законодательного Собрания Пензенской области, который будет применяться в работе депутатов и аппарата Законодательного Собрания пятого и последующих созывов и определять порядок организации деятельности Законодательного Собрания и его органов.
     B проект нового Регламента вошли положения действующего Регламента Законодательного Собрания Пензенской области четвертого созыва, новые положения, ранее содержавшиеся в других актах, а также иные положения, регулирование которых необходимо в связи с изменением законодательства.
     Продолжилось законодательное регулирование правового статуса депутатов.
     Проводимое по инициативе Президента Российской Федерации дальнейшее усиление борьбы с коррупционными проявлениями стало основанием для внесения в 2011 году изменений в Закон Пензенской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Пензенской области».
     В Концепции административной реформы противодействие коррупции рассматривается как комплексное стратегическое направление, которое состоит в том, что практически каждое из мероприятий реформы направлено на устранение причин и условий, порождающих коррупцию либо способствующих ее распространению. Кроме того, предусмотрена система мер по разработке и реализации специальных механизмов противодействия коррупции.
     В числе ключевых принципов, имеющих общее значение для противодействия коррупции в масштабах всей страны, наиболее значимым является принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и должностных лиц, в том числе и депутатов.
     Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» закреплена обязанность депутата ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять в комиссию законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
     В этой связи соответствующими изменениями в Закон Пензенской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Пензенской области» предлагалось утвердить:
     порядок создания комиссии Законодательного Собрания по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Пензенской области. В этой связи полномочиями по контролю за достоверностью представляемых сведений наделена комиссия Законодательного Собрания по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Пензенской области, и депутатской этике
     порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания, и соблюдения депутатами ограничений и запретов, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», другими федеральными законами, Уставом Пензенской области и законами Пензенской области; 
     порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания, на официальном сайте Законодательного Собрания и порядок предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросами.
     В декабре 2011 года законопроект принят в первом чтении, работа с ним продолжена в 2012 году.
     В соответствии с федеральным законодательством установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора (служебного контракта) в зависимости от должностного положения, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
     В этой связи из статьи 19 Закона Пензенской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Пензенской области» исключена норма, предусматривающая в качестве гарантии трудовых прав депутатов, работающих в Законодательном Собрании на штатной профессиональной основе, сохранение должностного оклада и надбавок постоянного характера до момента их трудоустройства по новому месту работы.
     Одним из основных показателей работы депутатского корпуса является выполнение наказов избирателей.
     Всего из 131 наказа избирателей, принятого к исполнению за счет средств бюджета Пензенской области, 102 реализовано, 13 наказов находится в стадии выполнения, 16 наказов не исполняется.
     Из 159 наказов избирателей, принятых к исполнению за счет иных источников, 113 реализовано, 24 находится в стадии выполнения, не исполняется 22 наказа.
     Следует отметить значительную активизацию работ по реализации наказов. Так, в 2011 году был выполнен 61 наказ, в том числе строительство филиала библиотеки им. М.Ю. Лермонтова в Октябрьском районе города Пензы стоимостью почти 1 млрд. рублей.
     Одним из направлений деятельности Законодательного Собрания в прошедшем году, как и в предыдущие периоды, было дальнейшее совершенствование юридического качества законодательства Пензенской области, позволяющего оптимально регулировать правоотношения в различных сферах деятельности.
     В 2011 году получило свое развитие законотворчество, связанное с организационными аспектами деятельности Правительства Пензенской области.
     Сфера компетенции Правительства Пензенской области дополнена следующими полномочиями:
     1) по принятию решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены;
     2) по установлению порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Пензенской области, а также требований к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнению работ, оказанию услуг на ярмарках, с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований;
     3) по созданию и обеспечению функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы;
     4) по установлению предельных максимальных цен работ по подготовке проекта межевания земельного участка или земельных участков;
     5) по определению случаев проведения обязательной ежегодной аудиторской проверки независимым аудитором бухгалтерской отчетности государственных унитарных предприятий Пензенской области;
     6) по установлению порядка доступа и выдачи информации из архивов государственных и муниципальных организаций, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию объектов жилищного фонда на территории Пензенской области;
     7) по установлению коэффициентов, применяющихся при определении единым способом размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах, для различных сельскохозяйственных угодий;
     8) по утверждению перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Пензенской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг.
     Кроме того, в целях приведения терминологии Закона Пензенской области «О Правительстве Пензенской области» отдельные его положения приведены в соответствие со следующими федеральными законами:
     1) «O техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
     2) «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
     3) «O внесении изменений в Федеральный закон «O безопасности дорожного движения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
     4) «О внесении изменений в Федеральный закон «O государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»;
     5) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
     6) «О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
     7) «O внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
     8) «O внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
     9) «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».



Возврат к списку