Справочно-правовая информация

О состоянии законодательства в Пензенской области (2011 год)

Системность и юридическое качество законодательства Пензенской области

     Следует констатировать, что, несмотря на пятнадцатилетний опыт законодательной деятельности в Пензенской области, в законодательстве области системность выдерживается не всегда. Как следствие — весьма широкая вариативность законодательных решений, фрагментарность или избыточность правового регулирования.
     Основными объективными факторами, оказывающими влияние на развитие законодательства области, являются изменения в политической, экономической и социальной сферах, а также связанные с ними изменения в системе управления. Наряду с этим, значительное влияние на развитие областного законодательства оказывают и собственно юридические факторы, обусловленные общими закономерностями развития системы законодательства, внутренними связями и зависимостями между различными элементами данной системы, направленными на обеспечение ее устойчивого функционирования и позволяющими исключать ее противоречивое и структурно неупорядоченное развитие.
     В 2011 году состоялось 9 сессий Законодательного Собрания, на которых принято 179 законов Пензенской области и 250 постановлений Законодательного Собрания. 
     Субъектами права законодательной инициативы отозвано 2 законопроекта. 
     Органы государственной власти Пензенской области ответственны за эффективную реализацию в правовых рамках тех направлений развития, которые определены в основных стратегических документах страны. При этом важно, чтобы действия основных субъектов нормотворческой деятельности были четко согласованы. В этих целях для реализации ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации утверждаются мероприятия Законодательного Собрания Пензенской области, которые предусматривают разработку и контроль исполнения законов области. Задачи, поставленные в Послании Президента России по реализации приоритетных национальных проектов, также нашли непосредственное отражение в законотворческой деятельности Законодательного Собрания, о чем изложено выше.
     По сферам регулирования законопроекты распределились следующим образом: государственное строительство, местное самоуправление — 76, промышленность, транспорт, строительство, энергетика — 1, экономическая сфера (в том числе бюджетные правоотношения) — 60, социальная сфера — 38, агропромышленная сфера — 8. 
     Основаниями для внесения законопроектов в 2011 году послужили: изменение финансирования — 14, совершенствование законодательства (то есть принятие законов в целях реализации предоставленных субъекту Российской Федерации прав, улучшение законодательства, не связанное с изменениями в федеральном законодательстве и т.п.) — 40, изменение федерального или регионального законодательства — 78, устранение несоответствий действующему федеральному законодательству — 9, протесты прокуратуры на законы Пензенской области — 5, экспертные заключения Управления Минюста России по Пензенской области на законы Пензенской области — 4, иные причины (в том числе редакционные правки, объективные причины и т.п.) — 36.
     При этом субъектами права законодательной инициативы выступили: Председатель Законодательного Собрания Пензенской области — в 14 случаях, депутаты Законодательного Собрания Пензенской области — в 4 случаях, Губернатор Пензенской области — в 163 случаях, прокурор Пензенской области — в 2 случаях. Другие субъекты права законодательной инициативы, в том числе представительные органы муниципальных образований и население Пензенской области, не воспользовались своим правом на внесение в Законодательное Собрание Пензенской области законопроектов.
     К сожалению, общие недостатки и их причины в обеспечении системности законодательства области, отмеченные в докладах предшествующих лет, во многом сохранились и в 2011 году. Рекомендации предыдущих докладов реализуются недостаточно.
     Динамика развития законодательства Пензенской области свидетельствует о том, что если в начале 1990-х годов основное внимание Законодательного Собрания Пензенской области было сосредоточено на общем формировании системы законодательства области, отвечающей реалиям общественной жизни, то на современном этапе речь уже идет о планировании законодательного процесса. 
     Сегодня на повестке дня Законодательного Собрания Пензенской области — вопрос повышения качества принимаемых законов, поскольку это главный показатель ее деятельности как законодательного (представительного) органа государственной власти. В связи с этим все более отчетливой становится тенденция снижения темпов принятия новых самостоятельных по предмету правового регулирования законов и роста темпов принятия законов об изменениях и дополнениях ранее принятых актов, направленных на развитие уже действующего законодательства. 
     Из принятых в 2011 году законов Пензенской области 148 являются поправками к уже действующим. В Закон Пензенской области «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» изменения вносились 17 раз, «О Правительстве Пензенской области» — 10 раз, «О бюджете Пензенской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» — 9 раз, «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» — 3 раза.
     В целях дальнейшего совершенствования юридического качества законодательства области, позволяющего оптимально регулировать правоотношения в различных сферах деятельности, в течение 2011 года был принят ряд законов, направленных на повышение качественного уровня законопроектов, вносимых на рассмотрение Законодательного Собрания Пензенской области.
     Законом Пензенской области «О внесении изменения в Закон Пензенской области «О порядке подготовки, принятия и вступления в силу законов Пензенской области и постановлений Законодательного Собрания Пензенской области» предусмотрено обязательное согласование законопроектов с руководителем аппарата Губернатора и Правительства Пензенской области.
     Внесены редакционные изменения в части порядка признания утратившим силу как всего законодательного акта в целом, так и отдельных его частей.
     Постановлением Законодательного Собрания Пензенской области «О внесении изменения в статью 7 Положения о постоянных комиссиях Законодательного Собрания Пензенской области четвертого созыва» установлено, что в случае, если на законопроект (проект постановления Законодательного Собрания), подготовленный структурным подразделением Правительства Пензенской области, исполнительным органом государственной власти Пензенской области и внесенный в установленном порядке на рассмотрение сессии Законодательного Собрания, поступили замечания депутатов Законодательного Собрания, прокуратуры Пензенской области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, граждан, членами комиссии с привлечением сотрудников аппарата Законодательного Собрания готовятся поправки на основании поступивших замечаний. Поправки согласуются с соответствующим структурным подразделением Правительства Пензенской области, исполнительным органом государственной власти Пензенской области. После согласования поправки вносятся на рассмотрение постоянной комиссии Законодательного Собрания.
     В целях более оперативного доведения до населения Пензенской области принятых законов Пензенской области и постановлений Законодательного Собрания принято решение об официальном опубликовании таких документов в газетах «Пензенские губернские ведомости» и «Пензенская правда».
     В соответствии с утвержденной Законом Пензенской области «О порядке подготовки, принятия и вступления в силу законов Пензенской области и постановлений Законодательного Собрания Пензенской области» законодательной процедурой подготовленные авторами законопроекты направляются на согласование в определенные Законом органы и должностным лицам.
     Процедуру согласования без замечаний прошли 129 внесенных законопроектов. На 54 проекта законов Пензенской области поступили замечания, в том числе от прокуратуры Пензенской области — на 50 проектов, от Управления Минюста России по Пензенской области — на 5 проектов.
     По-прежнему острой остается проблема соблюдения установленных Регламентом Законодательного Собрания Пензенской области сроков внесения согласованных законопроектов в Законодательное Собрание. Несмотря на то, что дата проведения очередной сессии определяется и доводится до руководства Правительства Пензенской области, исполнительных органов государственной власти, государственных органов заблаговременно, конкретные разработчики законопроектов продолжают нарушать установленный порядок.
     С соблюдением установленных сроков внесено в Законодательное Собрание 80 законопроектов, 103 законопроекта внесено с нарушением сроков. Из них 37 законопроектов внесено в день рассылки, 4 — накануне сессии и 2 законопроекта — в день сессии (на 43 сессии).
     Следует отметить, что в прошедшем году произошли положительные подвижки в таком важном вопросе, как вынесение на широкое обсуждение общественности, депутатские слушания проектов законов, имеющих особое значение для социально-экономического развития Пензенской области, обеспечения прав и свобод граждан, а также с использованием возможностей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Значительно расширилось освещение деятельности Законодательного Собрания в средствах массовой информации. Все проекты законов Пензенской области и пояснительные материалы размещаются в сети Интернет на официальном сайте Законодательного Собрания.



Возврат к списку